Мы в социальных сетях

Главная Об Алматы Интересное событие Об Индии Разные статьи


Алматы весной




»Карта Алматы


Новое:
Верный и верненцы в романе-эпопее «Путь Абая»
(02.03.2020)
Сколько фонтанов в Алматы?
(10.08.2017)
Сколько лет истории фонтанов Алматы?
(10.08.2017)

Поделиться:

Copyright © Алоис Назаров, опубликовано в газете «Фокус» 17 ноября 2009 года. Перепечатка запрещена.


Формировал научный кругозор (академик Бартольд в Верном)

Алматы (бывший Верный) на карте
Академик В. В. Бартольд – востоковед с мировым именем. Родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевших немцев. Состояние отца позволило ему получить разностороннее гуманитарное образование. С детства его привлекала история. Когда поступал в Санкт-Петербургский университет, то выбрал специальностью историю Ближнего и Среднего Востока. Обучаясь на факультете восточных языков, серьезно изучал арабский, персидский и турецкий языки, знание которых позволило ему потом ввести в научный оборот много ранее неизвестных рукописей. Научной работой начал заниматься еще студентом. Уже тогда наметился его основной интерес – история Средней Азии и сопредельных стран.

Академик В. В. Бартольд
Академик Бартольд
140 лет назад, 15 ноября 1869 г., родился Василий Владимирович Бартольд, именем которого назвали улицу в Алматы (бывшая Тополевская, район Пятилетки) и в Астане (бывшая Кутузова).

В 1893-м он впервые попадает в Среднюю Азию, куда выезжает собрать сведения о древних памятниках. В ходе экспедиции никаких раскопок не производилось, ограничился только внешним осмотром памятников древности, курганов, городищ. В отчете Бартольд пишет о трудностях, с которыми пришлось столкнуться. Неоценимые сведения можно было получить только от местных интеллигентов или от кочевников. Но первые опасались, что исследователь в своих отчетах «забудет» упомянуть тех, кто предоставляет сведения. Кочевники же совсем не понимали командировок с чисто научными целями, а ученых принимали за землемеров, приехавших отнимать земли в пользу русских переселенцев.

Во время экспедиции 1893-1894 гг. Бартольд побывал в долинах Таласа, Чу, Или, на озере Иссык-Куль. Возвращаясь из Кульджи, Бартольд и его спутники посетили Верный. Это случилось 21–23 июня (3–4 июля по новому стилю) 1894 г. Здесь его интересовали развалины старого города, которые он попросил показать городского архитектора Поля Гурдэ. Эти развалины находились к юго-западу от Верного, напротив ущелья Большой Алматинки. П. Гурдэ рассказал, что еще недавно здесь были видны остатки кирпичных строений. Но к приезду ученых все кирпичи уже были растасканы местными жителями. По следам построек можно было предположить наличие башни, мельницы. По обломкам кирпича Бартольд сделал вывод о китайском происхождении строительного материала. Кроме городища около Верного внимание Бартольда привлекли и курганы. П. Гурдэ передал Бартольду камень с надписью, которую ученый сразу же определил как буддийскую молитву ом-мани-падме-хум.

Посещение Бартольдом Верного имело в жизни ученого продолжение. Через некоторое время верненские краеведы попросили его написать «Очерк истории Семиречья» для «Памятной книжки Семиреченской области». Этот почти стостраничный труд увидел свет в 1898 г. и был переиздан в 1940-е гг. Прямое отношение к Казахстану имеют и некоторые другие работы Бартольда. В «Двенадцати лекциях по истории турецких народов Средней Азии» он выдвигает версию о происхождении казахов и их этнонима: «Мы видели, что казакский народ образовался только в XV в. из части узбеков, ушедших из-под власти хана Абулхайра. <�…> Шейбани потерпел поражение в северных степях от части узбецкого народа, отделившейся от главной массы узбеков при Абулхайре и за это получившей название казак, как называли среди кочевников людей, отделившихся от своего государства и находившихся с ним в состоянии войны. В первое время употреблялся термин узбек-казак».

В этих же лекциях он пишет: «Будущность среднеазиатских турок (тюрков – А. Н.) , как всякого другого народа, в значительной степени зависит от их участия в мировом культурном общении». Эту мысль он высказал в соответствии со своими взглядами на движущую силу развития: «В настоящее время можно считать доказанным, что главный фактор прогресса – общение между народами, что прогресс и упадок отдельных народов объясняется не столько их расовыми свойствами и религиозными верованиями, не столько даже окружающей их природой, сколько тем местом, которое они в разные периоды своей исторической жизни занимали в этом общении». Очевидно, за такие взгляды в советских энциклопедиях Бартольда характеризуют как ученого, стоящего на позициях идеалистического понимания исторического процесса.

Бартольд еще несколько раз приезжал в Среднюю Азию – зачастую для выявления восточных рукописей. Также его часто приглашали читать лекции в высших учебных заведениях Ташкента.

В. В. Бартольд скончался в 1930 г. в своем родном городе. За 42 года научной деятельности он опубликовал более 400 научных работ. В 1964–1967 гг. они были изданы в Москве в девяти томах. До сих пор без их серьезного изучения не обходится ни один историк Средней Азии, Казахстана, Ирана, арабских стран, монголов. Специалисты отмечают у Бартольда глубину критического анализа источников, скрупулезность и точность работы с фактическим материалом. Значение Бартольда для Казахстана состоит также в том, что его лекции формировали научный кругозор казахов, посещавших его лекции. Один из них – Мухтар Ауэзов, учившийся в 1920-е гг. в Ленинградском университете.



Copyright © Алоис Назаров, опубликовано в газете «Фокус» 17 ноября 2009 года. Перепечатка запрещена.

Количество просмотров страницы: 4728


Мы в социальных сетях