Мы в социальных сетях

Главная Об Алматы Интересное событие Об Индии Разные статьи


Алматы весной




»Карта Алматы


Новое:
Верный и верненцы в романе-эпопее «Путь Абая»
(02.03.2020)
Сколько фонтанов в Алматы?
(10.08.2017)
Сколько лет истории фонтанов Алматы?
(10.08.2017)

Поделиться:

29.10.2013 г. © Алоис Назаров. Это переработанный и дополненный вариант статьи, опубликованной в журнале «proавто» 15.02. 2006 г. Перепечатка запрещена.


Автомобили в Верном и довоенной Алма-Ате

Алматы (бывший Верный) на карте
«В наших краях автомобильное движение вполне возможно»

Газета «Социалистическая Алма-Ата» в номере от 14 мая 1936 года сообщила своим читателем, что до революции в городе Верном не было ни одного автомобиля. Однако вскоре выяснилось, что эта информация неверная, и ее опроверг не кто иной, как известный инженер и архитектор, старожил Верного и Алма-Аты Андрей Павлович Зенков. В одном из июньских номеров та же газета пересказала воспоминания зодчего о появлении первого автомобиля в городе.

Это было в 1915 году. Автомобиль марки «Мерседес-Бенц» был куплен в Москве полуразорившимся верненским купцом... Прибытие первого автомобиля в Верный было большим событием в сонной и ленивой жизни города. Без мала половина населения собралась у диковинной машины. Многие не верили, что она «пойдет сама». Когда машина с непривычной для горожан скоростью двинулась по улицам, поднимая тучи пыли, люди в страхе шарахались в стороны.

Так с легкой руки Андрея Павловича Зенкова дата начала автомобильной эры в столице Семиречья – 1915 год – перекочевала в историко-краеведческую энциклопедию «Алматы» (издание 1995 года).

По версии А. П. Зенкова, первым автомобилем в Верном был «Мерседес-Бенц».
На фото – «Mercedes Simplex 40 HP»
Автомобили в Верном

Очевидно, первый автомобиль был принят горожанами примерно так, как рассказал Зенков, однако на самом деле это случилось, как минимум, на пару лет раньше. Листая подшивку газеты «Семиреченские областные ведомости» за 1913 год, в номере за 6 октября я наткнулся на заметку о том, как единственный в Верном автомобиль успешно доставлял публику на скачки.

Он успел сделать два рейса до начала скачек и один после скачек, причем последний конец совершен был в полной темноте.

И далее автор этой заметки сделал вывод, который у наших современников вызовет разве что улыбку:

В наших краях автомобильное движение вполне возможно, если машина надежна и шофер знает дело, потому что дорога на скачки далеко не из лучших. Ни крутой подъем из т. н. Султанского кишлака, ни солидные лужи после дождя, ни жиденькие мостики не явились ему помехой. Интересно, что и лошади мало пугались автомобиля, а лошадьми была запружена вся дорога».

Какой марки был эта машина, кому принадлежала, кто был шофером? Ответы на эти вопросы скорее всего – в материалах заместителя директора Центрального Государственного архива Республики Казахстан Н. П. Кропивницкого. Он выявил ряд документов, относящихся к зарождению автомобильного движения в Семиречье. Как выяснилось, правила движения автомобилей на территории вне городов Семиреченской области утверждены Советом туркестанского генерал-губернатора 3 октября 1909 года. Почему они не распространялись на города, не совсем понятно.

Стало известно, что прошение на покупку автомобиля в январе 1912 года подал купец из Большого Токмака Бабахан Нурмухамедбаев. Целью покупки было намерение устроить автомобильное движение в районе Пишпека, Токмака, Арасана, Мерке и Верного. Где-то в мае автомобиль был куплен и 24 сентября комиссия из пяти чиновников Областного правления подписала акт осмотра и испытания автомобиля купца Нурмухамедбаева марки «Берлье». Из этого документа видно, по каким маршрутам ездил автомобиль во время испытания ((по Капальскому тракту до станции Карасук и обратно) и кто сидел за рулем. Шофером был крестьянин Лифляндской губернии Юрьевского уезда Кудинской волости Иоганн-Эдуард-Анленцен Рейнвальд.

Автомобили с названием «Берлье» (Berliet) выпускала одноименная французская компания. Больше известны грузовики «Берлье» (особенно военные) и автобусы. Какая модель «Берлье» была приобретена в Верный, неизвестно.

Двойной фаэтон «Berliet C2» выпуска 1907 года
Автомобили в Верном

Из документов, выявленных Н. П. Кропивницким, видно, что в сентябре 1913 года Бабахан Нурмухамедбаев продал «Берлье» своему водителю. Последний в октябре 1913 года написал прошение на имя военного губернатора области разрешить делать пассажирские перевозки вне городов Семиреченской области.

Архивные документы сохранили сведения и о том, что 13 июля 1914 года в Верный прибыли два автомобиля системы «Лаурин и Климент», принадлежавшие крестьянину Владимирского губернии Николаю Суровцеву. Через три дня их владелец подал прошение на имя военного губернатора области о разрешении автомобильных перевозок.

«Лаурин и Климент» (Laurin & Klement) – марка автомобиля, выпускавшаяся в Чехии одноименной компанией с 1905 по 1925 год (до момента слияния с компанией «Шкода»). В прошении Николая Суровцева указывается, что его автомобили имеют объем двигателя 16/18 сил (по-видимому, лошадиных, а не кВт). Если исключить двухместные модели, то предположительно это были какие-то из этих моделей: «Laurin & Klement Sb» (1909 год), «Laurin & Klement GDV» (1909 год), «Laurin & Klement Sb 12/16 HP» (1912 год), «Laurin & Klement Sc 12/16 HP» (1912 год).

Такси «Laurin & Klement GDV»
Автомобили в Верном

Интересно то, что на почти всех обнаруженных Н. П. Кропивницким документах стоит подпись Андрея Зенкова. Тогда почему он в 1936 году рассказывал, что первый автомобиль был марки «Мерседес-Бенц» и он появился в 1915 году? Возможно, перепутал дату и марку. Но, может, только дату? И машина впервые проехала по Верному все-таки раньше? (В конце концов, указанная дата могла быть и газетной опечаткой.) И это был «Мерседес»? Вполне возможно, что и так. В энциклопедии «Город Верный и Семиреченская область» А. Г. Лухтанова (издание 2009 года) находим:

Когда появился первый автомобиль в Верном, с определенностью сказать трудно. Возможно, они могли прибыть своим ходом из Ташкента в самом начале XX века. Известно, что весной 1911 года, сигналя рожком, по пыльным и грязным улицам проехал первый в Верном автомобиль Семиреченского отделения Русско-Китайского банка (с. 273).

К сожалению, более подробными сведениями об этом событии весной 1911 года на данный момент не располагаю.


Обгоняя Воронеж, Саратов, Иваново и Смоленск

Автомобиль около гостиницы «Джетысу» (конец 20-х)
Автомобили в Алма-Ате

После революции 1917 года город рос, а вместе с ним и автомобильный парк. К середине 1936 года в Алма-Ате было 1500 автомобилей. Из них около 70% – грузовые. Местная пресса с гордостью сообщала тогда, что по количеству автомобилей Алма-Ата обогнала такие города, как Воронеж, Саратов, Иваново, Смоленск. Эх, знали бы журналисты тех лет, что через семьдесят лет автопарк уже бывшей столицы Казахстана превысит все мыслимые и все разумные пределы, были бы, наверное, более сдержанными в своих эмоциях.

В 1936 году по улицам Алма-Аты уже «бегали» такси. Таксопарк 250-тысячного города состоял из ... пяти машин, из которых по плану ежедневно на линии должно было быть в среднем 3 1/2 машины. Однако нередко в ремонте оказывались все пять. В том же 1936-м в Алма-Ату из Горького прибыло семь грузовых такси-полуторатонок исключительно для обслуживания населения. Их стоянки организовали на Колхозном базаре и в других местах города. За километр брали 1 руб. 80 коп. С каждой машиной ездили грузчики и за отдельную плату делали погрузку-выгрузку.

Грузовые такси-полуторатонки – это автомобили ГАЗ-АА, выпускавшиеся Горьковским автозаводом имени Молотова. Как они выглядели, алматинцы могут видеть не только по старым фотографиям, но и воочию. Около одного из зданий на проспекте Райымбека (там, где его пересекает улица Панфилова) этот автомобиль установлен на постаменте. На прикрепленной к последнему табличке читаем:

Автомобили ГАЗ-АА
Символ трудовой
и ратной славы
ветеранов-автомобилистов

Памятник ГАЗ-АА в Алматы
Памятник ГАЗ-АА в Алматы

ГАЗ-АА – это первый автомобиль, сошедший с конвейера автозавода в Нижнем Новгороде 29 января 1932 года. Сначала марка называлась НАЗ-АА. С 1933 года в связи с переименованием Нижнего Новгорода в Горький изменили первую букву в названии и стало ГАЗ-АА. С 1938 года выпускался модернизированный вариант ГАЗ-ММ. Кроме Горького ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ из комплектующих Горьковского автозавода выпускался на московском заводе КИМ, на Ростовском автосборочном заводе, на УльЗиСе (в Ульяновске). В Википедии приведено количество выпущенных ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ и их производных – 985 000 штук.

В начале 1938 года в таксопарке Алма-Аты сложилась критическая ситуация – остался только один исправный автомобиль. Поэтому городские власти в срочном порядке закупили в Горьком десять лимузинов «М-1» производства автозавода имени Молотова. Но и одиннадцать машин для столицы союзной республики капля в море. Таксомоторы были нарасхват, и за день каждый из них проделывал в среднем 170 км.

ГАЗ М-1 («Эмка») – советский легковой автомобиль,
производился на Горьковском автомобильном заводе с 1936 по 1943 год
ГАЗ М-1 («Эмка»)

Горожан в 1936 году обслуживал 21 автобус. И чтобы народ не перегревался или не мерз, не мок (в зависимости от сезона и погоды) в долгом ожидании, в том году приняли решение о строительстве автобусных станций у Парка культуры и отдыха, у Соснового парка, на Пушкинской улице. В общем, для начала шесть станций. Внутри должны были разместиться застекленные киоски по продаже мороженым, табачными изделиями и другим товаром. Как видим, нынешние крытые остановки-комки – отнюдь не изобретение наших современников.

1936-й был ознаменован еще одним важным событием в автомобильной жизни: город получил первый автомобиль для перевозки больных. Он обслуживал исключительно рожениц, которых, например, в июле перевозили в среднем 46 в день. Однако не всегда автомобиль прибывал вовремя. Случалось, он появлялся уже после рождения младенца.

На сайте ambulances.ru есть раздел, посвященный истории санитарных автомобилей России и СССР. Из него можно узнать, что в СССР в 1936 году и ранее санитарные машины выпускались на шасси грузовой полуторки ГАЗ-АА или (немного раньше) – на шасси Ford-АА на заводе ЗИС. Под специализированные кузова ГАЗ-АА переделывались во множестве безвестных мастерских. Поэтому внешний вид санитарных машин в разных городах не был единым.

В начале 1938 года на улицах Алма-Аты появился важный атрибут дорожного движения – светофор. Для начала установили одиннадцать штук в местах пересечения улиц с трамвайными путями. Они включались автоматически при приближении трамвая. Первые светофоры были изготовлены в железнодорожных мастерских Управления Турксиба.

Новшеством для предвоенной Алма-Аты были и передвижные автолавки, появившиеся в городе в начале 1938 года.

К началу Великой Отечественной войны в СССР производили три марки легковых автомобилей. Уже упоминавшийся ГАЗ М-1. В 1940 году в Москве началось серийное производство автомобиля КИМ-10, при помощи которого руководство страны планировало обеспечить большинства граждан личными машинами. И ЗИС-101 – семиместный представительский автомобиль, выпускавшийся на московском заводе имени Сталина в 1936–1941 годах. Всего было выпущено 8 752 автомобиля ЗИС-101. В Алма-Ате на нем ездила не только советская партийная элита. ЗИС-101 на 90-летний юбилей был подарен акыну Джамбулу Джабаеву.

ЗИС-101, подаренный Джамбулу Джабаеву
(снимок сделан около дома-музея акына в Алма-Атинской области)
ЗИС-101 Джамбула Джабаева

Таковы некоторые эпизоды городской истории превращения автомобиля из роскоши в средство передвижения и далее – в «головную боль» пешеходов и городских властей.



29.10.2013 г. © Алоис Назаров. Это переработанный и дополненный вариант статьи, опубликованной в журнале «proавто» 15.02. 2006 г. Перепечатка запрещена.

Смотрите также (на другом сайте):
Правила движения автомобилей вне городов Семиреченской области


Приложение

Ниже добавлены отсканированные материалы из алма-атинской прессы, относящиеся к теме автомобилей. По мере обнаружения интересных материалов, они будут добавляться.

Критический материал из газеты «Социалистическая Алма-Ата»
(выходила с апреля 1936 по февраль 1939 года)
Автомобили в Алма-Ате


Фото из газеты «Социалистическая Алма-Ата»
полученных городом новых таксомоторов (28.02.1938)
Автомобили в Алма-Ате


Количество просмотров страницы: 6008


Мы в социальных сетях