Мы в социальных сетях

Главная Об Алматы Интересное событие Об Индии Разные статьи


Алматы весной




»Карта Алматы


Новое:
Верный и верненцы в романе-эпопее «Путь Абая»
(02.03.2020)
Сколько фонтанов в Алматы?
(10.08.2017)
Сколько лет истории фонтанов Алматы?
(10.08.2017)

Поделиться:

© Алоис Назаров. Опубликовано в газете «Фокус» 10 ноября 2009 г. Перепечатка запрещена.


День рождения «Кыз-Жибек»

Алматы на карте
Если бы кто-то задался целью написать о том, что в Казахстане происходило в мире музыкальной культуры в разные годы 7 ноября или в ближайшие к этой дате дни, то получилась бы мини-летопись достижений оперного искусства. Судите сами. 15 ноября 1959 – премьера второй редакции «Амангельды», 18 ноября 1945 – премьера «Амангельды», 8 ноября 1942 – премьера «Гвардия, алга!», 7 ноября 1941 – премьера «Наргиз» (это была первая постановка в нынешнем здании оперного театра), 6 ноября 1940 – премьера «Алтын астык», 7 ноября 1935 – премьера «Жалбыр», 7 ноября 1934 – вот с этого всё и началось…


Творческий союз Брусиловского и Мусрепова

Евгений Брусиловский
Евгений Брусиловский
В 1933 в Алма-Ату приезжает молодой талантливый композитор, выпускник Ленинградской консерватории Евгений Брусиловский. С первых же дней он приступил к основательному изучению казахской народной музыки и начал создавать свои произведения на казахские темы, которые часто исполнялись по радио. Композитора заметили. Нарком просвещения Темирбек Жургенов назначил Брусиловского художественным руководителем только что организованного Казахского государственного музыкального театра и предложил на основе любимой в степи легенды создать оперу «Кыз-Жибек». А либретто поручил написать уже известному в то время писателю Габиту Мусрепову. При ее создании рекомендовал использовать сборник Александра Затаевича «1000 песен казахского народа», а также репертуар певцов, в который входили неизвестные еще песни.

Время поставило задачу – приобщить народ к жанрам профессиональной музыки, в данном случае, к опере. Брусиловский мог бы создать оперу на любую тему, но у казахского народа не было возможности сразу воспринять этот жанр и необходимо было приучить людей к опере через привычную музыку – песни (из воспоминаний композитора Еркегали Рахмадиева).

Габит Мусрепов
Габит Мусрепов
Над новой музыкальной драмой (так тогда был определен жанр этого произведения) работали все будущие исполнители – выдающиеся мастера казахского искусства Куляш Байсеитова, Курманбек Жандарбеков, Канабек Байсеитов и др. Они принимали активное участие в создании сценического плана спектакля, отбирали и подыскивали мелодии кюев. Всего было использовано с полсотни кюев. Особенно трудным был поиск ведущей мелодии, которая должна была стать лейттемой партии Жибек и в целом всей музыки «Кыз-Жибек», пока не остановились на мелодии «Гакку», исполняемой Исой Байзаковым.






Прогноз не сбылся

Куляш Байсеитова в роли Кыз-Жибек
Портрет работы Гульфайрус Исмаиловой
Куляш Байсеитова
В первых числах ноября 1934 в подвале последней страницы «Казахстанской правды» мелким шрифтом был помещен анонс: «7 ноября спектакль в Музтеатре, пьеса «Кыз-Жибек», Клуб строителей, начало в 9 часов вечера».

К сожалению, никакой рецензии ни в «Казахстанской правде», ни в другой республиканской газете – «Ленинской смене» не вышло. Как был воспринят новый спектакль? За отсутствием под рукой свидетельств посетителей премьеры, приведем воспоминания Галины Рутковской, в детском возрасте побывавшей на «Кыз-Жибек» несколько позже, но увидевшей и услышавшей оперу в исполнении самого первого состава:

Еще не разбираясь в тонкостях актерской игры, я была заворожена темпераментом, искрометностью, легкостью молодых героев спектакля. С волнением следила за всем происходящим. Ненавидела интригана Бекежана, отдавая симпатии Жибек и Тулегену. До сих пор звучит в ушах, заставляя учащенно биться сердце, финальная песня Жибек. Голос актрисы напоминал перезвон серебристого колокольчика.

Сам же Евгений Брусиловский был не совсем доволен. Вот строки из его письма к Александру Затаевичу:

Спектакль вышел неплохой, но, на мой взгляд, успеха у широкой публики не имеет. Причина мне пока непонятна. Никаких нагромождений и разных интеллигентностей в нем нет. По форме он мало отличается от прежних постановок, и, вероятно, качество здесь играет отрицательную роль. Поглядим, что будет дальше.

А дальше был ошеломительный успех во время Декады казахского искусства в Москве в мае 1936 двух показанных опер – «Кыз-Жибек» и «Жалбыр» (также написана Е. Брусиловским). В московской прессе было много восторженных откликов, в том числе и от таких видных деятелей, как певица Валерия Барсова, писатель Демьян Бедный. «Да, на такой почве должна вырасти великая музыкальная культура!» – было резюме одной из публикаций.


Полемика классиков

В своих рукописных воспоминаниях Евгений Брусиловский рассказал о полемике с Мухтаром Ауэзовым, которая произошла между ними во время ночной прогулки после просмотра спектакля «Кыз-Жибек». Ауэзов считал, что неправомерно называться автором оперы, музыка которой состоит из мелодий народных песен, у которых есть авторы.

Брусиловский доказывал, что мелодии народных песен носят отпечатки многих вариантов разных исполнителей, мелодии народных песен не поются в опере в традиционном одноголосом виде, а исполняются в обогащении гармонией, полифонией, в окружении звучания многоголосой оркестровой партитуры.

Первоначально «Кыз-Жибек» была написана как музыкальную драма, в которой музыка имела эпизодическую роль. Впоследствии Евгений Брусиловский переработал ее в оперу, введя необходимые для оперы элементы: ариозные формы, ансамбли, хор, симфонические эпизоды.

«Суд времени» – самый объективный критик. На протяжении всех лет существования Казахского театра оперы и балета «Кыз-Жибек» остается одним из наиболее любимых и репертуарных спектаклей» – говорил композитор Еркегали Рахмадиев 14 лет назад.

Четвертая редакция

Кыз-Жыбек – Нуржамал Усенбаева (январь 2006 г.)
Нуржамал Усенбаева
К l00-летию основателей национальной оперы Курманбека Жандарбекова, Куляш Байсеитовой, Евгения Брусиловского ГАТОБ имени Абая 8 декабря 2005 дал премьеру новой, четвертой, редакции «Кыз Жибек». Если в 1968 состоялось 1000-е представление оперы, то режиссер новой редакции народный артист РК Гафиз Есимов условно обозначил, что это 1500-я постановка. Сейчас партию Жибек исполняют Нуржамал Усенбаева, Майра Мухамедкызы, Балaпaн Жубаева, а партию Тулегена – Нуржан Бажекенов.

«Что нового в Вашей редакции оперы?» – задал я вопрос Гафизу Есимову.

– До меня этот спектакль ставил Байгали Досымжанов. Его постановка шла 20 лет и устарела как морально, так и материально. Дирекция театра попросила меня обновить спектакль. Я ничего не менял ни в музыке, ни в либретто. Но если раньше акцент делался на Жибек, Тулегена и Бекежана, то я решил более выпукло показать их окружение, посредством приема «экшн» – оно заиграло, стало действовать. Также сам текст, в котором говорится о голубо-купольном дворце отца Тулегена Базарбая, навел меня на мысль показать оседлость казахов. Я попросил художника изобразить где-то далеко, в песках, голубо-купольную мечеть с минаретом. А где мечеть – там уже оседлость.

«Кыз-Жибек» по-прежнему – визитная карточка ГАТОБ имени Абая, которую показывают и в зарубежных поездках. Недавно десять человек представили эту оперы в концертном исполнении в трех городах Турции в рамках традиционного международного конкурса тюркоязычных народов «Тюрк сой».

Сейчас труппа ГАТОБ отправляется в Германию, из-за чего расписание постановок театра немного сжали, но с января следующего года «Кыз-Жибек» обязательно будет в репертуаре.



© Алоис Назаров. Опубликовано в газете «Фокус» 10 ноября 2009 г. Перепечатка запрещена.
При написании использованы книга воспоминаний о Е. Брусиловском и «Глазами сердца» Г. Ю. Рутковской, публикация Л. Варшавской и И. Самигуллина в «Известиях-Казахстан от 11.11.2005

Количество просмотров страницы: 5994


Мы в социальных сетях