Мы в социальных сетях

Главная Об Алматы Интересное событие Об Индии Разные статьи


Алматы весной
27.04.2014 г. © Алоис Назаров (дизайн, верстка, распознование и вычитка текста, комментарии). Перепечатка запрещена.


Дворец Республики

Дворец Республики на карте Алматы
В Государственном списке памятников истории и культуры республиканского значения как памятник градостроительства и архитектуры под номером 6 значится Дворец Республики.

Он открыт в 1970 году в дни празднования 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, получил его имя и назывался так двадцать лет. В первой половине 1990-х годов стал Дворцом Республики. За эту работу коллектив авторов в 1971 году был удостоин Государственной премии СССР. Дворец Республики имеет самый крупный в Алматы и один из крупнейших в Казахстале зал.

В 2010–2011 годы Дворец Республики впервые за 40 лет был подвергнут реконструкции. В ее ходе был обновлен архитектурный облик здания, проведены работы по сейсмоусилению (в соответствии с рекомендациями РГП КазНИИССА), были применены энергосберегающие, экологически безопасные материалы. Как отмечается на официальном сайте Дворца, в настоящее время он полностью отвечает современным стандартам и нормам, адаптирован для людей с ограниченными возможностями. Вместимость зала составляет 2567 посадочных мест. До реконструкции их было 3000.

Результат реконструкции вызвал неоднозначную реакцию в среде горожан. Нынешнее здание имеет мало общего с тем, что было раньше и за что была присуждена высшая премия СССР, и за что здание включено в список охраняемых памятников. По мнению архитектора и дизайнера Алмаса Ордабаева, «получилась мещанская, пошлая, китчевая архитектура, попса»
[?]См. его мнение в развернутом виде здесь: Реконструкция по-алматински.
.

Читателей сайта я хочу познакомить с развернутой характеристикой Дворца в том виде, в каком он был до дискуссионной реконструкции. Она опубликована в брошюре «Лучшее в архитектуре (работы лауреатов государственной премии СССР за 1971 г.)». Ее автор – архитектор Валентина Побуковская. Выпущена брошюра в Москве издательством общества «Знание» в 1972 году и рассчитана на самые широкие круги читателей. Текст той части, в которой рассказывается о Дворце в Алма-Ате, дается без изменения (однако с моим комментированием отдельных мест текста, для прочтения комментариев наведите курсор на знак вопроса в квадратных скобках). Что касается рисунков, фотографий, то я сохранил рисунки чертежей. Фотографии фасадов и интерьеров по возможности заменены подходящими цветными фотографиями – моими или из изданных в советское время. Так, использовались фотографии из брошюры «Дворец имени В. И. Ленина» (Алма-Ата: Жазуши, 1972. Авторы фотографий: Г. Линкевич и Р. Ваганова). Добавлена мной и найденная фотография части авторов Дворца (в оригинальном тексте ее нет).

***

В. В. Побуковская
Дворец имени В. И. Ленина в Алма-Ате

По проектам советских зодчих в последние годы в ряде городов страны – Москве, Ленинграде, Ташкенте, Киеве, Алма-Ате – создано немало крупных общественных зданий многоцелевого культурно-просветительного назначения, интересных по архитектуре и играющих главную роль в формировании важнейших городских ансамблей. В них наметился отход от традиционных приемов создания архитектурного образа того или иного сооружения в сторону поисков нового стиля, вызванного стремлением к монументальности, скульптурной выразительности внешнего облика здании. Одно из таких архитектурных произведений, занимающее весьма значительное место среди достижений последних лет и получившее заслуженное признание народа, – Дворец имени В. И. Ленина в Алма-Ате.

Большому коллективу создателей Дворца имени В. И. Ленина – архитекторам В. Киму, Ю. Г. Ратушному, Н. И. Рипинскому (посмертно), Л. Д. Ухоботову, заслуженному архитектору Казахстана, конструкторам Б. Н. Делову, В. И. Кукушкину, заслуженному строителю Казахстана, инженерам-строителям Н. И. Кузякину и М. Т. Казыбекову – присуждена Государственная премия СССР за 1971 г. («Известия», 1971, 7 ноября). Архитекторам В. Ю. Алле, А. П. Соколову и конструктору В. Д. Сущенцеву были присвоены почетные звания заслуженных архитекторов и заслуженного строителя Казахской ССР.

Дворец имени В. И. Ленина рассчитан на 3000 мест и предназначен для проведения республиканских съездов Коммунистической партии Казахстана, сессий Верховного Совета Казахской ССР, торжественных митингов и широких совещаний. В то же время в нем могут проводиться самые разнообразные театрально-концертные представления, выступления хореографических и хоровых ансамблей, кинофестивали и показы кинопремьер.

Строительство Дворца имени. В. И. Ленина стало заключительным этапом создания в Алма-Ате за последние пять-семь лет сети значительных зданий культурно-бытового назначения (Дворец спорта, ресторан «Алма-Ата»
[?]На пересечении проспектов Абылай хана и улицы Жамбыла.
, широкоформатный кинотеатр на 1500 мест, гостиница «Алма-Ата», театр имени Лермонтова, библиотека и др.) и представляет собой как бы вершину творческих достижений и профессионального мастерства алмаатинских зодчих и строителей. Сооружение Дворца объемом 180 тыс. м3 менее чем за три года (с начала проектирования) надо признать крупнейшей победой проектировщиков и строителей.

Дворец имени В. И. Ленина построен по проекту архитекторов и инженеров головного Государственного проектного института «Казгорстройпроект» Госстроя Казахской ССР с привлечением ряда специализированных институтов Алма-Аты, Москвы и Ленинграда. Строительство осуществлено трестом «Промдорстрой» Министерства автодорог Казахской ССР и малыми строительно-монтажными предприятиями Казахстана.

Перед коллективом проектировщиков была поставлена очень сложная задача – в короткий срок разработать проект уникального здания, оснащенного сложным инженерным оборудованием, отвечающего всем требованиям новейших достижений современной техники (с применением прогрессивных .конструкций, новых строительных материалов и приемов строительства в условиях девятибалльной сейсмичности). Кроме того, необходимо ,было создать облик здания, отличающийся самобытностью, отражающий прогрессивные архитектурные тенденции, здания современного и в то же время сохраняющего архитектурные традиции Средней Азии и Казахстана.

В трудных и своеобразных условиях, которые определялись ответственным участком строительства и очень сжатыми сроками, авторы успешно справились с поставленной задачей. Они нашли удачное градостроительное решение застройки площади Абая – важного композиционного и планировочного узла Алма-Аты. Дворец имени В. И. Ленина стал новой архитектурной доминантой столицы Казахстана, так как комплексная реконструкция проспекта Ленина, к которому примыкает ансамбль площади Абая, – сейчас одна из крупнейших строек Алма-Аты.

Здание Дворца замыкает перспективу проспекта Абая (рис. 1) и органически вписывается в ландшафт мелких гор Заилийского Ала-Тау
[?]Вариант написания топонима Алатау.
, а при подъезде по проспекту Ленина
[?]Ныне – проспект Достык.
, ведущему к уникальному высокогорному катку «Медео»
[?]Прежняя форма топонима Медеу.
, воспринимается на фоне вечных снегов. Расположение Дворца на границе города и парковой зоны, включение в градостроительный ансамбль зелени и водоемов (поблизости протекает речка Малая Алма-Атинка) создают незабываемый, типично алмаатинский уголок города. Природное окружение Дворца смело можно отнести к числу красивейших в мире; оно обязывало авторов решить объем и силуэт здания в гармоничной увязке с природной средой и окружающей застройкой, непосредственной средой самого здания. Эти соображения привели к созданию горизонтального, стелющегося силуэта здания, созвучного с мягкими горизонтальными линиями «фоновых» холмов.

Рис. 1. Дворец имени В. И. Ленина в Алма-Ате. Генеральный план
Дворец Республики в Алматы


Объемно-пространственная композиция Дворца весьма выразительна. Мощные навесы кровли по периметру простого, прямоугольного в плане, объема (80,0х100,0 м) напоминают облик восточного шатра. Четкая и простая форма объема, увенчанная единой кровлей, облицованной анодированным граненым алюминием золотистого тона, создает ясный и запоминающийся образ крупного общественного сооружения. Композиционное решение Дворца нашло четкое конструктивное выражение: «шатер» площадью 10 тыс. м2 опирается на восемь пространственных железобетонных опор, внутри которых проходят все вертикальные коммуникации и связи. Создается впечатление, что навес – «шатер» парит в воздухе. Его выразительная форма отражает национальный характер и соответствует климатическим условиям Алма-Аты, затеняя плоскости фасадов.

Конструктивная структура, четко разделенная на основную, несущую систему восьми пилонов и заполнение, позволила развить пластику фасадов. Она ассоциируется с восточными рельефами, хотя эти. ассоциации и довольно далекие: как известно, в Казахстане почти не сохранились памятники народной архитектуры. Однако прикладное искусство Казахстана чрезвычайно богато и дает большой материал для осознания народного духа и творческой переработки его в другие виды искусства, в частности в архитектуру. Большая заслуга авторов-архитекторов состоит в том, что они сумели понять преемственность архитектурных традиций Средней Азии и по-своему, творчески переосмыслить элементы народного прикладного искусства. Предложенное авторами завершение здания и свободное решение всех его фасадов при строго симметричном плане, несомненно, является результатом такого творческого подхода.

Действительно, все фасады в зависимости от их назначения и ориентации решены по-разному и хорошо увязаны с природными условиями. Балконы-террасы служат продолжением внутренних пространств, а также летними фойе. Все фасады отличаются пластичностью, большим художественным вкусом.

Так, четкость и геометричность мраморного заполнения (играющего роль солнцезащиты) между несущими пилонами на главном фасаде подчеркивают парадность Дворца, принадлежность его к разряду общественно-политических сооружений. Ребра солнцезащиты создают вертикальный торжественный ритм, что соответствует градостроительной постановке здания – по оси проспекта Абая и на площади, обращенной к проспекту Ленина. Широкая 100-метровая гранитная лестница перед главным фасадом композиционно связывает здание с пространством площади, а также подчеркивает его парадность и демократизм. По нижнему поясу Дворца, над уровнем входов в здание по всему его периметру до сценической части, проходит сплошной балкон шириной 2,0 м. Он служит для отдыха в летнее время, а также обзорной площадкой.

Боковые фасады решены более пластично. Особенно это относится к северному фасаду, левому от главного (рис. 2). Удачная связь с рельефом, хорошие пропорции вертикальных членений, великолепная облицовка розовым ракушечником Мангышлакского
[?]Устаревшая форма. Сейчас – Мангыстауский.
месторождения способствовали созданию его высокохудожественной композиции. Хочется отметить, что поверхность, облицованная ракушечником, приобретает необыкновенную теплоту, и приходится сожалеть, что такой великолепный натуральный материал был впервые применен в Алма-Ате только на строительстве Дворца имени В. И. Ленина.

Рис. 2. Дворец имени В. И. Ленина в Алма-Ате.
Фрагмент бокового (северного) фасада

Дворец Республики в Алматы


Композиция северного фасада построена с учетом понижения уровней террас, бассейнов, подпорных стенок и других видов благоустройства, т. е. он органически вошел, в одну из лучших перспектив Дворца – открывающуюся с угла проспекта Ленина. Тема боковых фасадов – вертикальные массивные лопатки. Они совпадают с ярусами фойе па главном фасаде, но вследствие меньшей высоты лишь подчеркивают значимость главного фасада. Лопатки боковых фасадов не доходят до покрытия, что зрительно способствует созданию эффекта парящей над всем зданием «золотой» кровли (рис. 3).

Рис. 3. Дворец имени В. И. Ленина в Алма-Ате. Задний фасад (фото 1972 г.)
Дворец Республики в Алматы


Планировка Дворца имени В. И. Ленина в значительной мере определена его тектонической идеей – единого перекрытия на восьми опорах, свободного пространства между ними, приведших к «свободной» планировке. Этот прием дал существенное преимущество и при строительстве здания – независимость возведения внешних несущих конструкций от внутренних: сначала построили восемь несущих опор, а затем частями – заполнение. Тема интерьера – его единство с внешней средой, выраженное и в общей тектонической идее (едином перекрытии, переходящем из наружного пространства во внутреннее).

По большой парадной лестнице через тамбуры, расположенные по всему главному фасаду, посетители попадают в просторный вестибюль (на отметке +1,80 м) – пространственно связанный системой лестниц с гардеробом и фойе (рис. 4). Приехавшие на автомашинах попадают в нижний вестибюль (на отметке -3,60 м, под лестницей главного фасада), где размещены гардероб на 1000 мест, помещение для телефонов-автоматов, киоск для продажи сувениров и т. д. Главный гардероб на 2000 мест располагается в полуэтаже между вестибюлями (на отметке ±0,00 м) и соединен двумя пятиметровыми мраморными лестницами с нижним вестибюлем па уровне подъезда в здание. Зрительно пространство нижнего вестибюля связывается с гардеробом через 20-метровое отверстие, равное по ширине вышележащей лестнице. Низ лестницы решен в виде сплошного светящегося потолка.

Рис. 4. Дворец имени В. И. Ленина в Алма-Ате. План в уровне вестибюля
Дворец Республики в Алматы


Такой прием планировки входной группы помещений – организация системы двухъярусного построении каждого помещения – композиционная особенность Дворца. Она прослеживается и в центральном фойе, перед зрительным залом (рис. 5 и 6), пол которого также приподнят на полэтажа по отношению к. вестибюлю (на отметке +3,60 м). Фойе имеет три яруса – нижний, основной, на уровне входов в зрительный зал, используемый как прогулочная зона; промежуточный, находящийся выше основного на 1,80 м, служащий зоной тихого отдыха, и антресольный, на котором размещены буфеты (на отметке +9,00 м).

Рис. 5. Дворец имени В. И. Ленина в Алма-Ате. План в уровне фойе
Дворец Республики в Алматы


В связи с тем что гардероб в климатических условиях Алма-Аты значительное время не используется (шесть-семь месяцев в году), особое функциональное и композиционное значение приобретает широкая 20-метровая лестница, ведущая прямо от входа в главное фойе (рис. 6).

Рис. 6. Дворец имени В. И. Ленина в Алма-Ате. Продольный разрез
Дворец Республики в Алматы


По единодушному мнению критиков, система организации помещений входной группы – важное достоинство планировки Дворца имени В. И. Ленина. При проектировании зрелищных зданий всегда возникает проблема размещения гардероба, который должен, с одной стороны, располагаться по потоку зрителей, а с другой – не препятствовать массовому восприятию пространства. Рассмотренная здесь система входов на промежуточный уровень, между вестибюлем и фойе, позволила удачно решить сложный планировочный узел. Кроме того, соединение многопланового внутреннего пространства в единое целое обогащает композицию интерьера, придавая ему торжественный характер. Этому способствует и нарядный светло-белый колорит интерьеров всех помещений входной группы. Так, пол нижнего вестибюля выложен плитами белого и серого мрамора, колонны облицованы белым уральским мрамором. Зеркала, белая кожа и панели из осветленного ясеня дополняют ощущение парадности и торжественности.

Главное фойе решено просто, лаконично (см. вторую стр. обложки, верх). Прямо перед посетителями вырастают мягко изогнутые лопасти стены кино-свето-аппаратного комплекса, обтянутые белой кожей, напоминающие лепестки лотоса. Обращенное на запад, огромное пространство фойе (высота 10, ширина 32 и длина 76 м) к концу дня излучает теплый солнечный свет. И, несмотря на такие размеры, посетитель чувствует себя в нем уютно. Это происходит из-за тактичной соразмерности остекленного пространства, обеспечивающего контакт с природным окружением, с глухими поверхностями лопаток на боковых стенах фойе, также обтянутых белой кожей и имеющих узкие, почти декоративные проемы.

Рис. 7. Дворец имени В. И. Ленина в Алма-Ате. Фойе (снимок 1972 г.)
Дворец Республики в Алматы


Тема «восточного шатра» – навесы над всеми фасадами, облицованные граненым анодированным алюминием, – переходит в интерьер фойе. «Золотой» потолок выглядит как единое целое с этими навесами. А с 13-метровой его высоты свисает хрустальное «светящееся облако» (по поэтическому определению авторов), остроумно скомбинированное из 5 тыс. пустотелых хрустальных колб (общий габарит люстры 22х7 м).

В отделке интерьеров вестибюля и фойе авторы стремились выразить национальный характер. Это нашло отражение в рисунке лестничных ограждений, мраморных полов фойе и т. п. Хорошо подобранные отделочные материалы и изобретательность авторов в их применении придают интерьерам фойе и вестибюля нарядность, торжественность, а у посетителей Дворца имени В. И. Ленина вызывают праздничное настроение.

Через восемь широких дверей, расположенных по всему фронту фойе, посетитель попадает в главное помещение дворца – зрительный зал (рис. 8). Зал на 3000 зрителей, решенный единым амфитеатром без ярусов, – не только центральное место всей композиции Дворца имени В. И. Ленина, но и большая удача творческого коллектива.

Рис. 8. Дворец имени В. И. Ленина в Алма-Ате. Зрительный зал (снимок 1972 г.)
Дворец Республики в Алматы


Построение зрительных залов большой вместимости (более 2 тыс. зрительных мест) всегда является серьезной архитектурной задачей, так как их пространственное решение диктуется условиями видимости действия, акустикой, освещением и целым рядом других технологических факторов. Как правило, все залы киноконцертного назначения вместимостью более 2 тыс. мест проектируются с балконами. В Дворце имени В. И. Ленина авторы решили зал единым амфитеатром. Такой.прием связан с античной традицией, с форумом (всенародным собранием), что в наибольшей степени отвечает основному назначению зала – месту проведения массовых общественных мероприятий, митингов и концертов.

Авторы нашли удачное объемно-пространственное решение зала и цветовое его оформление. В результате, несмотря на грандиозность, он оставляет впечатление хорошо организованного, уютного пространства. Всем зрительным местам обеспечена хорошая видимость и благодаря акустическим устройствам такая же слышимость. План зала трапециевидной формы. Его пролет в самом широком месте 50 м, глубина от сцены до входных дверей 44 м, максимальная высота 15 м; общая площадь 2050 м2; объем 32,0 тыс. м3. Зал постепенно сужается по направлению к сцене и переходит в портал шириной 33 м.

Сцена отвечает всем требованиям, соответствующим характеру происходящих на ней выступлений. Ее ширина 48 м, глубина 18 м. Портал сцены может быть уменьшен до 24 м (за счет боковых жестких кулис). С помощью этого приема авторы избежали ухудшения видимости и слышимости на боковых местах такого большого зала. В результате, создав зал на 3000 мест в виде единого амфитеатра, авторы изменили теоретические представления о возможном пределе вместимости подобных залов.

Интерьер зала обработан очень корректно. Применено сочетание деревянной обшивки стен из осветленного ясеня с металлическими раскладками. Через каждые 60 см в углублениях между деревянными панелями проложено по два алюминиевых штапика, анодированных под цвет золота. Такие тонкие золотистые раскладки, проходящие по всей высоте зала, оживляют поверхность стен, подчеркивают его вертикальность и высоту. По всему залу единой, объединяющей темой проходит декоративный пояс, выполненный из деревянной рейки волнообразного профиля. Но этот пояс несет и функциональную нагрузку: за ним, на торцевой стене, расположены 15 громкоговорителей (для равномерного подзвучивания сектора задних рядов); на боковых стенах он играет роль звукопоглотителя.

Но главная особенность интерьера зала – его белый плафон. Декоративный (он же акустический) потолок решен двумя приемами. Примерно одна его треть, перед порталом, меняет свое положение, что связано с созданием различных акустических эффектов. Остальная, стабильная, часть решена в виде стеблей, направленных к сцене: между ними, от середины зала и по направлению к сцене, вмонтированы четыре светильника стреловидной формы длиной 20 м. Светильники треугольного убывающего сечения сделаны из тонких алюминиевых полосок. На задней стене, над киноаппаратными, имеется дугообразный подсвет плафона. Подсвет самой высокой части потолка зрительно увеличивает высоту зала, и потолок, несмотря на его большие размеры, выглядит легким, изящным.

Цветовое решение зала основано на сочетании бело-золотистой гаммы потолка и стен с ярко-красной обивкой кресел. Такая контрастность создает мажорный тон интерьера зала и оставляет впечатление торжественности. Светло-серый ковер, сплошь покрывающий ползала, удачно вписывается в его общую цветовую гамму и, кроме того, выполняет роль эффективного звукопоглощающего материала.

Сцена оборудована по всем требованиям, соответствующим достижениям техники. Следует отметить, что авансцена разрезана на три подъемно-опускные площадки. Поднятые до уровня сцены, они образуют .развитую авансцену, опущенные – оркестровую яму. На эти же площадки накатывается платформа – фура с установленными на ней местами для президиума и трибуной. При сцене имеется развитый комплекс сценических помещений. Прежде всего это – артистические комнаты, расположенные на трех этажах и состоящие из комнат на одного, двух, четырех и шесть человек. Они, как и все основные помещения Дворца, обеспечены установками кондиционирования.

Для приема делегаций, с целью лучшего использования комплекса помещений Дворца, с северного и южного фасадов предусмотрены дополнительные входы в зону специальных помещений. На первом этаже расположены комнаты отдыха, из которых возможен выход на сцену и в первые ряды зала, на втором этаже – просторное фойе, сообщающееся с кулуарами главного фойе. На этом же уровне предусмотрен вход в специальные ложи зрительного зала. Из помещений спецназначения можно попасть в банкетный зал для приема гостей, рассчитанный на 200 человек. При нем имеется кухонный блок с подсобными помещениями и техническими цехами.

Как было отмечено выше, проектирование и строительство Дворца имени В. И. Ленина выдвинули много весьма сложных проблем. Трудность решения инженерных вопросов усугублялась сжатыми сроками строительства (два года) и большими работами, связанными с освоением участка (отвод русла реки Малая Алма-Атинка, перенос линии электропередач и др.). Кроме того, огромный зал и фойе, для которых были необходимы большепролетные перекрытия, потребовали поиска оригинальных и в то же время простых по исполнению конструкций, имеющих четкую конструктивно-расчетную схему, что очень важно для здания, возводимого в районе с девятибалльной сейсмичностью. Для такого уникального объекта потребовались особо тщательные инженерно-геологические изыскания и исследования, которые должны были быть проведены в сжатые сроки.

В результате всестороннего анализа возможных конструктивных вариантов был выбран следующий: решение здания в монолитном железобетонном каркасе, так как архитектурно-планировочная схема сложна и имеет и своем составе многочисленные помещения различного назначения с различными площадями, объемами и высотами. Было нецелесообразно опирать большепролетные конструкции покрытия здания на такой каркас (при наличии больших горизонтальных нагрузок от возможных сейсмических воздействий): это повлекло бы за собой концентрацию напряжений в отдельных элементах каркаса и увеличение их сечений до чрезмерных. Тогда и родилась идея инженера В. И. Кукушкина – отделить покрытие площадью 10 тыс. м2 от каркаса здания самостоятельными опорами, что и определило весь архитектурный образ Дворца.

Было запроектировано восемь железобетонных монолитных опор коробчатого сечения размерами 4х6 м, с толщиной стенок 0,4 м. В них скрыты служебно-хозяйственные лестницы и инженерные коммуникации. Расстояние между осями опор в поперечном направлении 54 м, в продольном – 34 м. На каждую пару опор в поперечном направлении уложено по две металлических балки, высотой 3,0 м, сплошного сечения, соединенных при помощи связей в единую пространственную конструкцию. Покрытие выходит за наружные грани опор, образуя козырьки-консоли по всему периметру здания. Возведение основных восьми опор и монтаж, металлоконструкций покрытия стали первой очередью строительства Дворца. Все остальные работы осуществлялись непосредственно под шатром.

Такое расчленение каркаса здания на простые и четкие конструкции позволило очень быстро создать для строителей значительный фронт работ по возведению основных опор и монтажу металлоконструкций. С другой стороны, архитекторы, не задерживая строителей, могли продолжать поиски в творческом плане. Таким образом, строительство, начатое одновременно с проектированием, бесперебойно снабжалось проектно-сметной документацией.

Для обеспечения нормального функционирования Дворца во всем многообразии его деятельности был разработан целый комплекс мероприятий технического, оснащения. Здесь принимали участие многие проектные институты, лаборатории и промышленные предприятия нашей страны. Наиболее интересно решено звукотехническое оборудование Дворца. Донести одинаково отчетливое звучание голоса и всех оттенков музыкальных фраз до 3 тыс. слушателей в зале объемом более 30 тыс. м3 было поистине трудной задачей.

Несмотря на имеющийся опыт создания таких больших залов, как Кремлевский Дворец съездов и киноконцертный зал «Октябрьский» в Ленинграде, здесь вопрос осложнялся тем, что впервые был запроектирован зал большой вместимости без балконов, в виде единого амфитеатра. Во время проведения съездов и других массовых мероприятий в нем действует распределенная по всему залу система усиления. Во время концерта в действие вступает система стереофонического воспроизведения звука, создающая естественное звучание голоса певца, хора, оркестра и фонограммы кинофильма. Кроме системы звукоусиления, разработана система приспособлений и устройств, позволяющих в необходимых случаях слушать выступления симфонического оркестра, хора или солиста без звукоусиления, в их естественном звучании. Она состоит из большого трансформирующегося акустического щита, находящегося на потолке зрительного зала, акустического щита на сцене, выдвижных кулис с откидывающимися вертикальными щитами. При помощи этих устройств на сцене создается своеобразная оркестровая раковина, обеспечивающая естественное звучание во всех концах зрительного зала.

Дворец имени В. И. Ленина оборудован мощной системой круглогодичного кондиционирования воздуха.

Электрическое освещение Дворца стало одним из средств архитектурного оформления интерьеров здания. Приемы искусственного освещения очень разнообразны. Светящиеся потолки, плафоны, различные типы встроенных в подвесные потолки светильников, подвесные светильники, настенные бра и другие осветительные устройства, запроектированные в соответствии с общей архитектурной композицией интерьеров, придают помещениям наряду с другими архитектурными элементами ярко выраженный индивидуальный характер.

Дворец имени В. И. Ленина построен за два года. Принимая во внимание огромный объем работ по возведению самого здания и освоения строительной площадки, связанного с большими гидротехническими работами по отводу русла реки Малой Алма-Атинки, это поистине рекордный срок. Теперь видно, какие большие усилия приложили строители, чтобы в такой короткий срок возвести сооружение объемом 180 тыс. м3, снабженное всеми видами современного инженерного оборудования. Выполнение сложнейшей задачи было возможно только благодаря четкой организации строительства, его максимальной индустриализации и совмещения ряда строительных и монтажных процессов.

Проектирование и строительство Дворца стали школой профессионального мастерства для алмаатинских архитекторов и инженеров. Хотя авторский коллектив еще очень молод, у каждого из его членов уже немало крупных построек.

Творческим руководителем авторского коллектива был ныне покойный Н. И. РИПИНСКИЙ, принадлежавший к старшему поколению советских архитекторов. По его проектам в Алма-Ате построено много зданий. Долгие годы он работал над генеральным планом Алма-Аты, неоднократно участвуя в конкурсах по планировке и застройке центра столицы Казахстана. В создании Дворца имени В. И. Ленина ему принадлежит основная архитектурно-планировочная идея, которая начала разрабатываться еще под его руководством и при его непосредственном участии. Н. И. Рипинский сумел сплотить вокруг себя молодой авторский коллектив и в плодотворном сотрудничестве с ним разработать основные композиционные принципы и воплотить их в таком крупном общественном здании, каким является Дворец имени В. И. Ленина. Это он при поисках образа Дворца предложил своеобразный архитектурный прием, учитывающий национальные формы, почувствовал и выразил новаторские тенденции своего времени и даже успел сделать эскизы основных планов и функциональных схем здания, которые и использовались в дальнейшем при разработке проекта.

Архитектор В. КИМ (род. 1937) – автор научно-технической библиотеки на 800 тыс. томов в Алма-Ате и публичной республиканской библиотеки на 3,5 млн. томов, Политехнического института, здания Союза композиторов Казахстана и ряда индивидуальных жилых домов для научных сотрудников.

Архитектор Ю. Г. РАТУШНЫЙ (род. 1935) в основном занимался планировкой новых городов республики: Джамбула
[?]Прежнее название Тараза.
, Новокузнецка, Ермака
Ныне – Аксу (в Павлодарской области).[?]
, Каратау. Автор проектов гостиниц: в Кокчетаве
[?]Старая форма написания Кокшетау.
, Кустанае
[?]Старая форма написания Костаная.
, Семипалатинске
[?]Прежнее название Семея.
, а также санатория «Турксиб».

Архитектор Л. Л. УХОБОТОВ (род. 1933) также сначала занимался планировкой новых развивающихся городов республики: Джезказгана
[?]Прежнее написание топонима Жезказган.
, Чулика
[?]Не совсем понятно. Возможно, неточное написание топонима Чилик, ныне – Шелек.
, Туркестана. Осуществил проекты загородного дома приемов в Кокчетаве, центрального парка в Новокузнецке.

Инженер В. И. КУКУШКИН (род.. 1929) – автор административного здания Министерства цветной металлургии в Алма-Ате. В основном занимался проектированием жилых домов. Хочется еще раз наполнить, что именно он при проектировании Дворца имени В. И. Ленина предложил оригинальную конструктивную схему здания, которая послужила основным тектоническим мотивом, обусловившим его архитектурную идею.

Инженер Б. Н. ДЕЛОВ (род. 1911), будучи директором института ГГПИ «Казгорстройпроект», принимал участие в разработке проектов планировки 25 городов республики и целого ряда осуществленных общественных зданий, жилых домов, гостиниц. Под его руководством построен республиканский стадион в Алма-Ате, Казахский драматический театр и впервые в республике разработана и внедрена серия крупнопанельных домов в условиях девятибалльной сейсмичности.

Сейчас авторский коллектив Дворца имени В. И. Ленина работает над проектом окружного дома офицеров в Алма-Ате. Мысленно возвращаясь к сооружению Дворца, авторы проверяют правильность принятых решений, анализируют удачи и неудачи. Глубокое обобщение этого богатейшего опыта поможет им в поисках путей при решении новых творческих задач.

Рис. 9. Н. И. Рипинский, В. Кукушкин, Ю. Г. Ратушный, Л. Л. Ухоботов
на стройке Дворца. Снимок с сайта Алматинского союза архитекторов

Дворец Республики в Алматы

***

Далее еще несколько снимков, как моих, так и из брошюры «Дворец имени В. И. Ленина» (Алма-Ата: Жазуши, 1972. Авторы фотографий: Г. Линкевич и Р. Ваганова).



27.04.2014 г. © Алоис Назаров (дизайн, верстка, распознование и вычитка текста, комментарии). Перепечатка запрещена.

Количество просмотров страницы: 5709