Мы в социальных сетях

Главная Об Алматы Интересное событие Об Индии Разные статьи


»Карта Алматы c поиском по номеру дома


Новое: Великий поэт
на театральных
сценах Алматы

(15.10.2014)
Парк первого
президента

(11.10.2014)
В плену
кустарщины

(10.10.2014)
Вторые этажи
(7.10.2014)

1.09.2013 г. © Алоис Назаров. Перепечатка запрещена.


Галина Уланова в Алма-Ате: три мифа и одна загадка

Алматы на карте
Три мифа

Миф первый. В ряде публикаций, которые можно найти в Интернете, утверждается, что в Алма-Ату Галина Уланова попала вместе с эвакуированным сюда Мариинским театром (на тот момент – Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова, в обиходе – Кировский театр). В действительности же местом эвакуации театра стала Пермь, в которой коллектив работал до своего возвращения в Ленинград (1 сентября 1944 года здесь он открыл новый театральный сезон). А в Алма-Ату Галина Уланова приехала жить к своему мужу – известному театральному режиссеру Юрию Завадскому.

Мемориальная доска Галине Улановой в Алматы
Мемориальная доска Галине Улановой в Алматы
Миф второй. Кое-кто пишет, что огонь любви между Юрием Завадским и Галиной Улановой вспыхнул под жарким казахстанским солнцем (в Алма-Ате), куда были эвакуированы театры, в которых они работали (соответственно имени Моссовета и Кировский). В этом утверждении верно только одно – театр имени Моссовета на самом деле был эвакуирован в Алма-Ату. Остальные факты нуждаются в уточнении. Галина Уланова и Юрий Завадский познакомились еще до войны, в 1930-е годы, во время первых гастролей балерины в Москве. И чувство любви между ними вспыхнуло тоже в довоенное время. До войны же они заключили и официальный брак (в 1940-м году, но и после этого жили в тех городах, где работали – он в Москве, она в Ленинграде). Брак этот не был расторгнут, даже после того, как они расстались в конце войны.

Миф третий. Он создан текстом мемориальной доски в Алматы, фото которой размещено на этой странице. Из него следует, что Галина Уланова в столице Казахстана жила в 1941–1944 годы. Хронологические границы алмаатинского периода в биографии Галины Улановой нуждаются в уточнении.

На сайте архива Перми приведен список спектаклей, в которых в период эвакуации Кировского театра танцевала Галина Уланова. Он составлен по газетным статьям, программкам и афишам:

Одетта-Одиллия/«Лебединое озеро», 17 октября 1941 года, первое выступление в Молотове [в то время так называлась Пермь – А. Н.];
Мария/«Бахчисарайский фонтан», 8 декабря 1941 года;
Пуатье/«Пламя Парижа», 25 января 1942 года;
хореографическая сюита «XXIV годовщина Красной Армии»/ 23 февраля 1942 года;
Жизель/«Жизель», 25 октября 1943 года;
Красная Шапочка/«Спящая красавица», 1 ноября 1943 года.

Из этого списка хорошо видно, что между 25 января 1942 года и 1 ноября 1943 года был перерыв в ее выступлениях. Очевидно, именно в эти хронологические рамки и можно включить алмаатинский период в жизни и творчестве Галины Улановой. С некоторыми уточнениями. Знакомая Галины Улановой по Алма-Ате Мария Лебедева (на тот момент – студентка КазГУ) рассказывает:

Перед ее отъездом из Алма-Аты я попала к ней и попросила написать мне несколько строк, и вот она мне оставила автограф: «Милой Марии о моем пребывании в Алма-Ате. 21 сентября 1943 годы (http://kalamger.ucoz.kz/load/9-1-0-55).

То есть из Алма-Аты Галина Уланова уехала, по-видимому, вскоре после 21 сентября 1943 года и, очевидно, сначала в Пермь, где продолжила выступать в спектаклях Кировского театра.

Уже после того, как были сделаны эти выводы о времени пребывания Улановой в Алма-Ате, мне удалось получить доступ к книге Сании Давлекамовой «Галина Уланова: "Я не хотела танцевать..."». Ее основу составили беседы с Галиной Сергеевной, поделившейся воспоминаниями о своей жизни.

В этой книге находим подтверждение тому, что Галина Уланова в Алма-Ату переехала в 1942 году (а не в 1941-м, как указано на мемориальной доске).

Процитирую важную для рассматриваемого вопроса часть рассказа Галины Улановой:

А я же не пробыла в Перми и до конца первого сезона. Получилось так. Репетировала новый балет, в котором я не участвовала. Вести же текущий репертуар тоже не могла из-за травмы ноги. И решила: поеду-ка я в Алма-Ату. Там в эвакуации находился Юрий Александрович Завадский с труппой театра имени Моссовета. Он успел пару раз и в Пермь приехать – читал лекции по искусству.

<...> Я поехала как бы на время, поскольку сезон уже заканчивался. Но немножко хитрила. В глубине души знала, что хочу остаться в Алма-Ате вместе с Завадским до конца войны. Мало ли что в тот период могло случиться? Вдруг потеряемся?! Так и вышло: осталась там до конца эвакуации в 1944 году. Как-то наше руководство пошло навстречу: считалось, что я как бы в командировке.

Галина Уланова в образе Жизели
Галина Уланова в образе Жизели
Поскольку конец театрального сезона приходится обычно на июнь, то переезд Галины Улановой из Перми в Алма-Ату нужно датировать весной 1942 года. Что касается времени ее отъезда из Алма-Аты, то имеющиеся факты, теперь противоречат друг другу.

С одной стороны, выше был сделан вывод, что это приблизительно начало или середина осени 1943 года. Но сама же балерина рассказала, что находилась в Алма-Ате до конца эвакуации театра в 1944 году. Можно признать, что это и так. Но как тогда объяснить, что автограф алмаатинской студентке на прощание оставлен в конце сентября 1943 года. А также то, что уже 1 ноября 1943 года Уланова танцевала в спектакле Кировского театра в Перми? На сегодняшний момент это можно объяснить тем, что отъезд в Пермь в начале осени 1943 года был временным, а студентка об этом могла не знать. Но не исключено, что по прошествии десятилетий Галина Уланова могла точно и не вспомнить время отъезда из Алма-Аты – плюс-минус полгода.

Окончательный ответ можно получить разными способами. Например, выяснить, когда театр имени Моссовета вернулся в Москву из эвакуации в Алма-Ате. Едва ли Галина Уланова здесь оставалась после отъезда Юрия Завадского – главного режиссера этого театра и своего мужа. Но можно поднять и архивные документы. Поскольку Галина Уланова в Алма-Ате влилась в балетную труппу Казахского театра оперы и балета, то должны существовать приказы как о ее зачислении в нее, так и об увольнении.


Где жили Галина Уланова и Юрий Завадский в Алма-Ате?

В этом театре в Алматы (ГАТОБ) танцевала Галина Уланова
ГАТОБ в Алматы
Те, кто видел мемориальную доску на здании по адресу Богенбай батыра, 140, пожалуй, удивятся этому вопросу. Вроде и так понятно, раз доска висит там. Но в действительности есть веские основания считать, что Галина Уланова и ее супруг в этом здании не жили. А что она сама рассказала Сание Давлекамовой, написавшей позднее и издавшей книгу на основе этих рассказов? Она рассказала, что жили в гостинице, по ее словам, единственной в то время в городе. Название гостиницы не привела.

Казалось бы, выяснить, какая гостиница в годы войны в Алма-Ате работала, и ответ будет получен. Но не всё просто, как может показаться. Потому что все-таки были и другие гостиницы. В том числе и та, на которой висит мемориальная доска, посвященная Улановой. В этой гостинице в годы войны разместили, например, театрального деятеля Наталию Сац с семьей, о чем она написала в своих мемуарах.

Для начала обратимся к такому изданию, как «Алма-Ата. Карманный справочник на 1937». На тот момент в городе было около 20 гостиниц и общежитий. Из них общего пользования – четыре. Самая большая – «Дом советов» (Красноармейская, 81). Построена в 1932 году и имела около 150 номеров. Были также гостиницы «Октябрьская» (угол Октябрьской и Абая – ныне Тулебаева), «Алма-Ата» (Гоголя, 29, угол Ленина), «Джетысу» (Гоголя, 18, угол Ленина), № 4 (Виноградова, 59) и др.

Уланова и Завадский в яблоневом саду в Алматы
Уланова и Завадский в яблоневом саду в Алматы
В 1939 году (по другим данным – в 1937 году) на улице Кирова (сразу за улицей Иссык-Кульской – ныне Желтоксан) построена гостиница «Дом делегатов». Впоследствии она называлась «Алатау» (в 1952–1975), «Иссык» (с 1975). Это была небольшая гостиница с количеством номеров чуть больше 50. Теперь это офисное здание. выкупленное иностранной компанией. Именно на этом здании и висит мемориальная доска с информацией, что в этом доме жила Галина Уланова. Но так ли это на самом деле? Ряд косвенных данных позволяют говорить, что великая баперина жила в гостинице «Дом советов» на бывшей Красноармеской улице (ныне – имени генерала Панфилова).

В Алма-Ате в годы войны в связи с эвакуацией из западных регионов СССР множества предприятий, учреждений сложилась критическая ситуация с размещением эвакуированных. Были задействованы все имевшиеся на том момент гостиницы, общежития, санатории и дома отдыха за городом. Под жилье использовались и служебные помещения.

Как следует из архивных документов, эвакуированных актеров Мосфильма и Ленфильма (а ожидался приезд 500 сотрудников и членов их семей) решено было поселить в гостинице №4 (выделив 105 комнат), в 220 комнатах из жилищно-коммунального фонда и 20 квартирах для руководящих работников, а также двух домах отдыха. Но в ноябре гостиницу №4 передали военному ведомству, а проживавших там работников киностудий переселили в гостиницу «Дом советов». Именно в этой гостинице и жили Галина Уланова и Юрий Завадский. Какие факты можно привести в подтверждение этого вывода?

Вот, например, свидетельство 90-летней алматинки Ады Вензовской. В годы войны ее отец отвечал за расселение артистов в городе:

– На улице Панфилова находилась гостиница, где жили многие артисты. И мы с папой тоже снимали там номер, он находился между номерами Улановой и ее мамы (Юдина А. Играли для победы // Караван, 9 мая 2013).

Ключ к ответу дала и сама Галина Сергеевна во время одной из бесед с ее биографом Санией Давлекамовой. Она рассказала, что как-то, идя по Алма-Ате, неожиданно встретила композитора Сергея Прокофьева. Оказалось, они жили в одной и той же гостинице.

А то, что Сергей Прокофьев жил в гостинице «Дом советов», можно узнать из воспоминаний актрисы Лидии Смирновой, которая в то время тоже была в эвакуации в Алма-Ате:

В Алма–Ате нас разместили в гостинице «Советская». Здесь жили рядовые актеры, а звезды – Пырьев, Эйзенштейн, Ладынина, Черкасов, Пудовкин, Тиссе – в доме, который прозвали «лауреатником». <...>В гостинице рядом со мной жил Сергей Прокофьев со своей женой – итальянкой и двумя сыновьями.

Нет сомнений, что упомянутая гостиница «Советская» и есть гостиница «Дом советов», находившаяся в пяти минутах ходьбы к северу от Театра оперы и балета.

Гостиница «Дом советов», в которой жили Уланова
и Завадский (не сохранилась)
Гостиница «Дом советов» в Алматы
Итак, Галина Уланова и Юрий Завадский в Алма-Ате жили в гостинице «Дом советов». И не жили в том здании, где сейчас мемориальная доска, посвященная балерине. Кто-то может и возразить, мол, жили и там, и там. Однако из процитированного выше рассказа Галины Сергеевны, что она с Завадским жила в единственной в то время в городе гостинице, следует, что переезда из гостиницы в гостиницу не было. Иначе бы ее замечания о единственной в Алма-Ате гостинице не было бы.

Как было сказано выше, нформация о единственной в то время Алма-Ате гостинице неточная. Возможно, Галина Уланова в силу своей загруженности (занятость в балетах, шефские концерты, помощь в подготовке воспитанников хореографического училища) не особенно вникала в работу городских гостиниц и не знала, сколько их в Алма-Ате.

Тогда возникает вопрос, зачем мемориальную доску установили на том здании, где Галина Уланова не жила? Мотивы мне неизвестны. Возможно потому, что гостиницу «Дом советов», где балерина на самом деле жила, снесли (примерно в конце 1960-х). И решили увековечить факт ее пребывания в городе на стене той гостиницы, которое в годы войны уже существовала. Но не было бы более разумным разместить мемориальную доску на здании Государственного театра оперы и балета имени Абая, в котором она работала почти два года?! Факт длительного пребывания Улановой был бы не только более известным среди горожан и гостей Алматы (количество людей, посещающих ГАТОБ, несравненно больше количества людей, которые проходят мимо мемориальной доски на улице Богенбай батыра), но и в определенной мере работал бы и на имидж самого театра. Все-таки, не каждая театральная сцена может гордиться тем, что на ней танцевала сама Галина Уланова.



1.09.2013 г. © Алоис Назаров. Перепечатка запрещена. Автор публикации признателен пользователю «Вконтакте» Оксане Мун, благодаря которой стал возможен доступ к книге Сании Давлекамовой «Галина Уланова: "Я не хотела танцевать..."»

Количество просмотров страницы: 1052


Мы в социальных сетях