Мы в социальных сетях

Главная Об Алматы Интересное событие Об Индии Разные статьи


Алматы весной




»Карта Алматы


Новое: Улица Гризодубовой
(25.02.2017)
Моргушка
(11.08.2016)
Компот
(29.04.2016)

1.10.2013 г. © Алоис Назаров. Перепечатка запрещена.


За 75 лет до «Тур Алматы»

Алматы на карте
6 октября 2013 года в Алматы пройдет однодневная профессиональная велосипедная гонка «Тур Алматы», согласие на проведение которой дал Международный союз велосипедистов (UCI). Протяженность маршрута: 186 км, 6 кругов (1 круг – 31 км). Участие примут 20 команд, которые выступают под флагами США, Италии, Польши, Австрии, Украины, Латвии, Брунея, Франции, Ирландии, Азербайджана, России, Ирана, Казахстана, Узбекистана, Молдовы, Нидерландов.

Среди почетных гостей – президент Международного союза велосипедистов Пэт Маккуэйд, трехкратный олимпийский чемпион и многократный рекордсмен мира Вячеслав Екимов (Россия), олимпийский чемпион Александр Винокуров (Казахстан). Сайт «Тура Алматы»

В спортивной жизни Казахстана эта велогонка – событие значительное. Не исключено, что «Тур Алматы» может стать традиционной велогонкой. Но сейчас я хочу предложить перенестись на 75 лет назад. В тот же самый город. И тоже на велотур.

Тогда не было таких скоростных велосипедов, как сейчас, при изготовлении которых используются и космические технологии, не было здесь громких имен в мире велосипедного спорта. Но было огромное желание у молодежи того времени заниматься спортом, быть сильными, быстрыми, выносливыми. Именно такие юноши приняли участие в первом Казахском велотуре – самой масштабной в Казахстане велогонке на тот момент. О том велотуре будет рассказано словами людей, живших тогда – журналистов и самих участников. Я приведу тексты публикаций из газеты «Социалистическая Алма-Ата» за 1938 год (первый Казахский велотур проведен именно тогда).

Предварительно необходимо отметить, что в то время название города Алма-Ата не склонялось и писалось как Алма-ата. Более привычным тогда были и написания Узун-агач, Чимкент. Мирзоян – название Тараза в 1936–1938 гг. Фрунзе – прежнее название Бишкека. Парк Федерации – прежнее название парка имени 28 гвардейцев-панфиловцев. МТС – машино-тракторная станция (тип государственного сельскохозяйственного предприятия). Совнарком – Совет народных комиссаров (в то время – высший коллегиальный орган исполнительной и распорядительной власти). Верховный Совет – в советское время высший представительный и законодательный орган государственной власти.

Незадолго до проведения Казахского велотура в городской газете «Социалистическая Алма-Ата» появилась статья, подробно рассказывающая о целях и задачах велотура, о его организации, маршруте, протяженности, об участниках.


Схема маршрута первого Казахского велотура
Казахский велотур

Казахский велотур

Республиканский комитет по делам физкультуры и спорта, при Совнаркоме КазССР заканчивает подготовку к проведению первого казахского велотура, организованного в честь выборов Верховного Совета республики.

В выходной день – 18 июня – в парке Федерации у линии старта встанут 46 велогонщиков. В два часа дня они тронутся в большой, трудный путь через горы, реки и степи, чтобы проверить свою силу, ловкость, настойчивость, выносливость – все качества, характеризующие советского спортсмена.

На днях вернулась из поездки экспедиция, обследовавшая маршрут предстоящего велотура. Участники гонок на советских дорожных машинах должны будут пройти 1554 километра по маршруту Алма-ата – Чимкент – Алма-ата. Стартовав в Алма-ата, после ночевки в Узун-агаче, велогонщики будут брать Курдайский перевал, затем через Фрунзе, Луговую, Мирзоян, Тюлъкубас – в Чимкент. Продолжение маршрута гонок – по этим же этапам с финишем в столице Казахстана. Весь путь рассчитан па 16 дней.

Первые в Казахстане велогонки будут проводиться на личное и командное первенство. Команде-победительнице будут вручены переходящий приз и грамота реслубликанского комитета по делам физкультуры и спорта. Участники, показавшие лучшее время по сумме всех этапов, получают приз имени «Казахстанской правды» – золотой жетон и грамоту республиканского комитета по делам физкультуры и спорта. Гонщик; закончивший маршрут с выполнением контрольного срока скорости (18 километров в час) получает жетон.

Таковы условия предстоящих велогонок.

Кроме большого спортивного интереса, первый казахский велотур имеет и большое агитационно-массовое значение. Гонки проводятся с целью широкого разъяснения избирателям Конституции Казахской ССР и практической помощи совхозам, колхозам и МТС в подготовке к выборам в Верховный Совет КазССР.

Для осуществления этих задач участников гонок будет сопровождать агитколонна автомашин. Семь автомашин, украшенных лозунгами, плакатами, портретами кандидатов в Верховный Совет КазССР, знаменами, сразу же после старта велогонщиков тронутся в путь по этому же маршруту.

В составе агитколонны идет одна машина с выборной литературой, лозунгами, плакатами, листовками и другими агитационными материалами.

Таким образом, велогонки должны стать для участников не только экзаменом на силу, ловкость и выносливость, но и серьезной проверкой мастерства большевистской агитации.

А. Николаев


В первых числах июля 1938 года в газете «Социалистическая Алма-Ата» опубликовали стать, рассказывающую об итогах первого Казахского велотура.


К цели

1. Решающие этапы

Решающими в гонках первого казахского велотура были три этапа: Фрунзе – Отар, Отар – Узун-агач, Узун-агач – Алма-ата. На этих этапах решалась судьба и индивидуальных и командных первенств. Здесь была дорога буквально каждая секунда для команды и для передовых гонщиков. На этих же этапах, чтобы завоевать первенство, гонщики вкладывали в велосипед всю силу, всю энергию.

Им пришлось забыть уже негодную для этих этапов свою любимую поговорку: «Дорога длинная, колеса круглые» и заменить ее другой: «Дорога короткая – жми побыстрее». .«Жали» как только могли.

Этап Фрунзе – Отар с преодолением Курдайского перевала (1890 метров над уровнем моря) был пройден с исключительной быстротой. Лидеры гонок Пустовой и Мослацов прошли здесь 98 километров за 3 часа .41 минуту 36 секунд. За ними не поспевали автомашины.

Утром 3 июля – старт тринадцатого этапа Отар – Узун-агач (119 км).

На этом этапе – хорошая дорога и единственный участок с попутным ветром. Пустовой уходит вперед. За ним идут Мослацов, Бедрин, Лукьянов. Эта четверка оторвалась от остальных, которые обгоняя друг друга идут на 1–2 километра позади.

2. 2. Конец пути

Авария. У велосипеда Пустового соскочила цепь. Он отстает. Его обгоняют. Поправив велосипед, Пустовой «наверстывает»: одного за другим он оставляет позади товарищей, догоняет передовых, перед финишем вырывается вперед и первым перерезает линию финиша. На машину отстали от него Мослацов в Бедрин.

Пустовой улыбается:

– Эх, не слетала бы цепь, все получилось бы иначе!

4 июля. Сегодня последний этап – путь в столицу. В 3 часа 10 минут начался раздельный старт последнего этапа. Один за другим, с промежутками в 30 секунд, уходят велосипедисты.

Первым уходит Пустовой, но у него опять несчастье – прокол камеры. Пока он снимал колесо, заклеивал камеру, его обогнали 10 гонщиков. После этого рассчитывать на приход первым к финишу было невозможно.

В 5 часов 09 минут 04 секунды около селения Тастак, где проходил технический финиш, показались первые участники велотура.

Первым на последнем этапе пришел Лукьянцев («Динамо»), вторым Мослацов, за ними Бедрин («Спартак»). Четвертым, обогнав шесть человек, финишировал Пустовой. Командное первенство и на этом этапе осталось за «Спартаком».

Г. Удовицкий


В том же номере приведены рассказы двух лучших велогонщиков Казахского велотура в индивидуальном зачете – Н. Мослацова и Н. Пустового. (Тогда не принято было писать имя полностью, только инициалы.)


Залог успеха

Н. Мослацов
Н. Мослацов Первый казахский велотур, проведенный в честь выборов в Верховный Совет Казахской ССР, я считаю одним из самых крупных спортивных мероприятий, организованных за много лет в нашей республике. Нам, участникам велотура, выпала большая честь – проводить агитацию за лучших людей, кандидатов нерушимого блока коммунистов и беспартийных.

Большой честью я считаю для себя и самое участие в качестве гонщика. Я искренне горд тем, что мне удалось оказаться первым в этой туре.

Как я выиграл индивидуальное первенство?

Я еще молод – молод годами, молод и физкультурным стажем. Однако, те годы, которые я занимался физкультурой, дали мне очень много. Зимой – лыжи и коньки, летом – велосипед – вот те виды спорта, которыми я интересуюсь и постоянно занимаюсь.

Я могу смело сказать, что к велотуру готовился по-настоящему. Ежедневная тренировка, выезды за город и пробеги на 10-50 километров, детальное изучение машины – вот то, чем я занимался перед выходом в старт.

На этапах, помимо физической силы требовалось правильное ее расходование и хороший уход за велосипедом. И только длительная подготовка, правильное использование сил, хороший уход за машиной обеспечили мой выигрыш.

Я прошел всю дистанцию Алма-ата – Чимкент – Алма-ата в 1401 километр за 60 часов 58 минут 35 секунд. На 14 этапах я был пять раз лидером гонок.

Студент техникума физкультуры Н. Мослацов


Усталости не чувствую

Н. Пустовой
Н. Пустовой
Единственным моим минусом в велотуре было то, что я довольно поздно начал тренировку. Основной тренировкой было участие в областных соревнованиях по велосипеду на 120 километров и 650 километров, которые я наездил во время тренировок.

Однако, против моих ожиданий, недостаток тренировки не помешал мне в велотуре. Те годы, которые я занимаюсь велоспортом, дали мне очень иного. Помогло и то, что я не занимался односторонне велосипедом, а тренировался в самых различных видах спорта.

Жаркие дни, песчаные дороги, перевалы, пыль, встречные ветры, – все это усложняло и без того трудный путь первого казахского велотура. Однако, я, да и все остальные товарищи прошли этот путь хорошо. На всей дистанции велотура я не чувствовал усталости, как не чувствую и сейчас. И почти на всех четырнадцати этапах я на отставал от лидеров, а шесть этапов был сам лидером гонок.

Я отстал от своего товарища по гонкам Н. Мослацова по времени более чем на час и занял второе место. То, что я отстал на такое время, не совсем зависит от моих спортивных качеств. На втором этапе Узун-агач – Отар не только я, но и все участники были обмануты большим размером дистанции и кроме того я был болен. Несмотря на это, я очень доволен тем, что, впервые принимая участие в таком велотуре, мне удалось пройти всю дистанцию с неплохими результатами.

Я уверяю, что если мне придется принять участие во втором всесоюзном велотуре, то я постараюсь еще более улучшить свои результаты.

Н. Пустовой («Спартак»)




1.10.2013 г. © Алоис Назаров. Перепечатка запрещена.

Количество просмотров страницы: 1102


Мы в социальных сетях