Мы в социальных сетях

Главная Об Алматы Интересное событие Об Индии Разные статьи


Алматы весной




»Карта Алматы


Новое:
Верный и верненцы в романе-эпопее «Путь Абая»
(02.03.2020)
Сколько фонтанов в Алматы?
(10.08.2017)
Сколько лет истории фонтанов Алматы?
(10.08.2017)

Поделиться:

6.10.2014 г. © Алоис Назаров (верстка, дизайн, предисловие, комментарии). Перепечатка запрещена.


1930-е годы (1)

Алматы на карте
Представление о том, как формировался город, дают материалы периодической печати. Они позволяют увидеть ситуацию глазами современников. При этом публикации прошлых лет носят не только восторженный, но и критический характер.

Заметные изменения в архитектурном облике Алма-Аты, затронувшие прежде всего ее центральную часть, происходили в 1930-е годы, после переноса столицы Казахской республики из Кзыл-Орды в Алма-Ату. В предвоенное десятилетие был построен ряд значимых жилых и общественных зданий. Часть общественных зданий, появившихся в то время, ныне входят в списки охраняемых государством памятников (либо республиканского, либо местного значения).

1930-е годы были периодом поисков путей развития архитектуры Алма-Аты. Не всё, что тогда проектировалось и строилось, получало однозначную оценку в среде местных архитекторов. Об этом свидетельствуют как раз публикации в прессе, наиболее интересные из которых я решил размещать на этом сайте.

Авторы размещаемой статьи – архитекторы Алма-Аты А. Гальцева и П. Тимохин. На данный момент о них мне известно мало. Из фонда Союза архитекторов Казахстана Центрального государственного архива Казахстана можно узнать, что А. С. Гальцева (полные имя и отчество, к сожалению, установить не удалось) и Петр Васильевич Тимохин были членами этого Союза. При этом оба – коммунистами, членами ВКП (б).

В 1939 году коммунистами были 5 из 28 членов Союза. Соответственно публикуемая статья написана с четко выраженной партийной позиции того времени, т. е. выявленные недостатки нередко объяснялись сознательными действиями так называемых «врагов народа». Публикации, подобные этой, тогда были небезопасными для тех, кого в них критиковали, так как у критикуемых в главной партийной газете страны или области, города после этого могли возникнуть проблемы, вплоть до репрессий. Надо помнить, что 1937–1938 годы были периодом Большого террора.

Затрудняюсь сказать, какие последствия для критикуемых лиц имела статья в «Казахстанской правде». По крайней мере, Толеу Басенов (1909–1976) не пострадал. До 1941 года он продолжал работать главным архитектором Алма-Аты, а в 1944 году пошел на повышение.

О вкладе авторов публикуемой статьи в создание архитектурного облика Алма-Аты также известно мало. О Гальцевой известно то, что в 1939–1940 годы по ее проекту построена средняя школа на улице Горького (сейчас Жибек Жолы). Очевидно, это школа № 54. На момент публикации статьи ей было 32 года. Ее соавтору П. В. Тимохину было 39 лет. Оба имели высшее архитектурное образование.

Слова, которые, возможно, не очень понятны, снабжены комментариями. Чтобы прочитать комментарий, наведите курсор на знак вопроса в квадратных скобках.

***

Кому доверена архитектура столицы?
(«Казахстанская правда», 6 июня 1938 года)

Наркомпищепром. Ныне здесь частные компании
Алма-Ата
Социалистическое размещение производительных сил в нашей стране вызвало строительство новых и реконструкцию старых городов в нашей стране. Исключительное внимание строительству городов уделяют партия, правительство и лично товарищ Сталин.

В исторических решениях июньского Пленума ЦК ВКП (б)
[?]Центральный Комитет Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков).
(1931 год)
[?]Пленум ЦК ВКП(б), проходивший 15 июня 1931 года, был посвящен реконструкции и дальнейшему развитию городов страны.
, в решении Совнаркома
[?]Совет Народных Комиссаров.
СССР и ЦК ВКП(б) о генеральном плане реконструкции Москвы дана развернутая программа работ по планировке и социалистической реконструкции городов. Эти решения возлагают большую ответственность па Наркомхозы
[?]Народный комиссариат коммунального хозяйства.
союзных республик, горсоветы и городских архитекторов. Эти решения обязывают коренным образом перестроить проектно-планировочные работы и улучшить оперативный технический контроль над ними.

Как же Наркомхоз Казахстана, алма-атинский горсовет
[?]Городской Совет народных депутатов.
и главный главный городской архитектор т. Лалаянц выполняют эти решения партии и правительства? Кому у нас доверена важная и ответственная работа по составлению и утверждению проектов зданий столицы и других городов республики?

Казгоспроект
[?]Название республиканской проектной организации Казахстана.
и архитектурная мастерская алма-атинского горсовета обладают неплохими кадрами архитекторов и планировщиков. Большинство их – молодежь, недавно окончившая высшие учебные заведения. которой многому еще нужно учиться, но которая буквально варится в собственном соку. Ловкие дельцы, беспринципные работники «осваивают» архитектуру по «алма-атинскому стандарту» – с обязательными портиками и колоннами. Получить же настоящее, авторитетное руководство не у кого. В проектных организациях города нет высококвалифицированных руководителей архитектурных групп. Проектирование здесь доверено людям, далеко стоящим от архитектуры.

В Казгоспроекге нет даже необходимой литературы по вопросам архитектуры, а управляющий тов. Кравченко считает такое явление нормальным. По мнению этого руководителя, проектированием могут заниматься люди, незнакомые с архитектурой.

Проектировщики предоставлены самим себе. Хорошо или плохо выполнен ими проект, узнать нельзя, ибо городской архитектор т. Лалаянц утверждает буквально все. Под видом архитектурного проекта у него может сойти и сходит любая безграмотная галиматья. Взять к примеру здание пивной на улице Калинина
[?]Ныне улица Кабанбай батыра.
. Автором запроектирован здесь ненужный богатый портик, сделанный к тому же неграмотно. Или чего стоит архитектура унылых коробок жилых домов на улице Фурманова и запроектированного жилого корпуса № 7 или архитектура школ с прилепленными колоннами!

Многие запроектированные и построенные здания похожи одно на другое, хотя они предназначены для различных целей. Архитекторы продолжают ориентироваться на пресловутый «стандарт», на утверждении которого уже достаточно набил себе руку так называемый главный городской архитектор. Очень часто они ориентируются на вкусы руководителей различных ведомств, т. е. идут по линии наименьшего сопротивления. Такие условия мешают высокому качеству проектирования, творческому росту молодых архитекторов.

Наличие в Алма-ата
[?]В то время название города писали так и не склоняли.
большого количества зелени, свободно протекающей по улицам воды, обилие солнечного света и продолжительность теплого времени – все это налагает на архитектора большую и ответственную задачу проектирования здания с учетом этих особенностей. Но архитекторы лишены этих возможностей, так как судьба архитектурного лица города доверена одному Лалаянцу, – человеку не допускающему ничего кроме установленного «стандарта».

Новые здания сплошь и рядом не имеют ничего общего с проектами. Строители нарушают архитектурное оформление зданий. Так получилось, например, с помещением Наркомпищепрома
[?]Народный комиссариат пищевой промышленности.
, выстроенным недавно на проспекте Сталина
[?]Ныне проспект Абылай хана.
. Оформление фасада этого здания по сути дела портит архитектурное лицо этой главной магистрали города. И вся эта путаница в архитектурном оформлении столицы проходит при попустительстве Лалаянца.

Прямая обязанность городского архитектора – не только утверждать проекты, но и принимать здания, выстроенные точно по проекту. Между тем Лалаянца не интересует качество строительства. Он не бывает на стройках, ничего не делает как городской архитектор и председатель правления союза архитекторов для того, чтобы ввести в практику и узаконить авторский надзор.

Неблагополучно и с застройкой города по генеральному плану, с оформлением архитектурных ансамблей города. Имеются бесчисленные факты произвола в отводе участков, относа зданий от красной линии на 5–15 метров – в зависимости от настроения т. Лалаянца или начальника архитектурного управления горсовета т. Басенова. Бесконечно изменяются участки, опять-таки в зависимости от настроения этих вершителей архитектуры города. На многих магистралях интенсивного движения под школы отведены такие участки, на которых нет достаточных площадок для внутренних дворов. Школьники вынуждены проводить перемены на улицах.

Вновь строящиеся жилые дома расставлены случайно, без учета архитектурного лица целого квартала или городской магистрали. До сих пор архитектурно-планировочное управление горсовета не имеет архитектурных проектов даже основных магистралей. Поэтому застройщики возводят свои здания кто во что горазд. Однако до сих пор за явные нарушения закона о застройке города по строгому плану еще никто не привлекался к ответственности.

Все эти факты достаточно характеризуют негодную деятельность городского архитектора Лалаянца. Все эти факты свидетельствуют, что с архитектурным оформлением Алма-ата неблагополучно.

Многие недостатки архитектурно-строительной работы объясняются болезненными явлениями в среде архитекторов, слабостью общественно-политической работы. Только отсутствием критики и самокритики, притуплением бдительности, беспечностью и беспринципностью, низкой идейно-политическим уровнем кадров архитекторов можно объяснить тот факт, что в архитектурных и строительных организациях столицы до последнего времени орудовали матерые враги народа.

Союз советских архитекторов Алма-ата, призванный объединить архитектурные силы и содействовать творческому росту архитекторов не только столицы, но и всей республики, не ведет среди них никакой работы. В среде архитекторов Алма-ата еще очень крепки вредные традиции кастовой замкнутости, «деликатного» отношения к коллегам, замалчивания недостатков. В союзе советских архитекторов не развернута критика и самокритика. Только поэтому до сих пор не переиграно за бездеятельность и развал работы правление союза, руководимое Лалаянцем и Басеновым. Только поэтому до сих пор члены союза не прошли перерегистрацию, имеющую большое политическое значение, а руководители союза Лалаянц и Басенов в течение нескольких месяцев, затягивают свои творческие отчеты, опасаясь критики своей негодной работы. Главный архитектор тормозит борьбу за овладение высоким архитектурным мастерством, тормозит борьбу за архитектурное оформление столицы, полностью отражающее величие социалистической эпохи. Однако архитекторы города не заявляют во весь голос своего протеста против неправильных действий Лалаянца.

Не уделяет внимания архитектурному оформлению столицы, не руководит союзом архитекторов и алма-атинский горком КП(б)К
[?]Городской комитет Коммунистической партии (большевиков) Казахстана.
. Он поручил обследовать работу союза ныне разоблаченному врагу народа, который признал положение в союзе... благополучным.

Наркомхоз КССР
[?]Казахская Советская Социалистическая Республика.
и алма-атинский горсовет бездушно относятся к нуждам работников проектных организаций, не заботятся об укомплектовании этих организаций высококвалифицированными кадрами. Уже в течение нескольких лет союз архитекторов не может добиться даже небольшого помещения. Проектная мастерская горсовета до сих пор ютятся в невероятно тесном, антисанитарном помещении – подвале жилого дома.

Совнарком КССР, как это ни странно, мирится с безобразиями в работе архитектурных организаций столицы и главного городского архитектора Лалаянца. Недавно Совнарком вынес постановление о посылке Лалаянца в научную командировку для приобретения типовых проектов в Ленинграде, Москве, Киеве, Тбилиси и других городах Союза. Архитекторы Алма-ата прекрасно знают, что Лалаянц плохо разбирается в архитектуре, что он проводит неправильную линию в архитектурном оформлении столицы. Почему же Совнарком безоговорочно доверяет Лалаянцу? Почему Совнарком держит ставку на строительство города по типовым проектам Ленинграда, Москвы и других городов, которые в условиях Алма-ата зачастую не могут быть применимы?

Пора серьезно заняться архитектурой столицы Казахстана. Пора поставить во главе этого дела знающего, авторитетного человека. Пора перестроить работу проектных организаций. Нужно потребовать от них высокого качества проектирования, образцового архитектурного оформления столицы, смелых дерзаний в создании новой советской архитектуры, национальной по форме, социалистической по содержанию.

Архитектор А. Гальцева.

Архитектор П. Тимохин.



6.10.2014 г. © Алоис Назаров (верстка, дизайн, предисловие, комментарии). Перепечатка запрещена.

Количество просмотров страницы: 3070