Мы в социальных сетях

Главная Об Алматы Интересное событие Об Индии Разные статьи


Алматы весной




»Карта Алматы


Новое:
Верный и верненцы в романе-эпопее «Путь Абая»
(02.03.2020)
Сколько фонтанов в Алматы?
(10.08.2017)
Сколько лет истории фонтанов Алматы?
(10.08.2017)

Поделиться:

15.12.2013 г. © Алоис Назаров. Впервые опубликовано в газете «Известия-Казахстан» 11 августа 2011 г. Перепечатка запрещена.


Конкуренты Кафедрального собора

Читайте также: Свято-Вознесенский кафедральный собор

Этот собор на карте Алматы
В начале августа 1936-го, в газете «Социалистическая Алма-Ата» был напечатан некролог «Замечательный старик» – на смерть архитектора, инженера-строителя Андрея Павловича Зенкова. Жителям Алматы он известен прежде всего как строитель Кафедрального собора. «Этот собор не имеет в СССР равного себе по величине деревянного здания и является поэтому архитектурным уникумом» – написано в некрологе. Так ли это на самом деле? Об этом речь в предлагаемой статье.



Предыстория

Кафедральный собор в Алматы
Самое ранее воспоминание о встрече со Свято-Вознесенским собором в старом центре Алматы у меня относится к началу 70-х годов минувшего века, когда мне было лет двенадцать. Мы стоим с северной стороны архитектурной жемчужины города, в которой тогда находился республиканский краеведческий музей. Кто-то из взрослых рассказывает историю строительства и произносит фразу: «Этот храм – второй в мире деревянный собор по высоте. А первый находится где-то в Канаде». С той поры алматинский кафедральный собор в моем сознании прочно вошел в ассоциативный ряд и с Канадой, и с каким-то неведомым там храмом.

Уверен, рассказ про конкуренцию двух соборов, нашего и канадского, слышали многие. И, возможно, кого-то и еще брало любопытство – а что это за такой канадский храм, где он находится, как выглядит?

Позже мне стало понятно, что история про канадский собор пошла гулять по белу свету со страниц романа Юрия Домбровского «Хранитель древностей», в котором писатель отразил, пожалуй, самые восторженные в беллетристике впечатления о зенковском соборе, как его в довоенное время называли старожилы. Его герой размышляет на тему сравнительной высоты:

Вот говорят и даже пишут в путеводителях, что это второе по высоте здание в мире, выстроенное из дерева (недавно в газете я прочитал даже: «Высочайшее в мире деревянное здание»). Может быть, может быть… Хотя я и не особенно в это верю. В самом деле, кто сравнивал высоту зенковского собора и того, первого в мире, которое, как говорят, находится где-то в Испании или в Канаде? Кто вообще собирал сведения о сравнительной или абсолютной высоте деревянных зданий в мире? Тут все непонятно и недостоверно, начиная с Испании.

Поразмыслив на эту тему, герой романа, а вместе с ним и Юрий Осипович так и не дали ответа на вопрос о занимаемом алматинским собором месте по высоте среди аналогичных деревянных строений. Впрочем, кое-какие зацепки для любознательных потомков оставил. Так, было «забраковано» первенство Испании.

Ведь Испания – страна камня, обожженной глины, широких известковых плит и гранита. Католические культуры вообще не любили строить из дерева…

Главным регионом-претендентом на лидерство писатель видел не Испанию и Канаду, а Русский север (Великий Устюг, Архангельск) или же Аляску.

Участь известных архитектурных шедевров – обрастать легендами, загадками. Кафедральный собор в Алматы – не исключение. Так, утверждалось, что при его строительстве не использовано ни одного гвоздя. Этот миф опроверг в «Хранителе древностей» еще Юрий Домбровский. Миф же о том, что автор архитектурного проекта сооружения – Андрей Зенков, книга Домбровского лишь укрепила. Имя архитектора установили алматинские краеведы позже – им был Борисоглебский при участии Тропаревского. В процессе строительства коррективы в проект внес Андрей Зенков, возглавлявший, как известно, строительство самого храма. Но вот пока никто до конца не разобрался с тем, какое место в рейтинге деревянных соборов по высоте занимает алматинский храм. Попытаюсь сделать это, используя такого мощного помощника, как Интернет.

Но для начала выясним с полной определенностью, какая же высота у нашего собора. Источники в этом вопросе разноречивы. В энциклопедии «Алма-Ата» (1983 г.) указано 54 м. Эта цифра немного завышена. В документации плана реставрационных работ за 1995 г. высота до подкрестного шара колокольни – 41,85 м., вместе с крестом – 44,2 м. Примем за основу 42 м, т. к. крест, как металлическое изделие, учитываться не должен.


На севере диком

Для начала поищем конкурентов на территории северного соседа. Потребность в храмах на Руси была огромной. Постройка каменных церквей требовала огромных финансовых ресурсов, наличия опытных мастеров каменного дела. Поэтому благодаря доступности материала с глубокой древности возводились и деревянные храмы. А умение строителей было таково, что все строительные работы выполняли одним топором.

Церковь Преображения Господня в Кижи
Особо широко дерево использовали на севере, где его было в избытке. Здесь, в отличие от южнорусских областей, храмы в древности почти всегда ставились прямо на землю без фундамента. Также зодчие преуспели в возведении высоких церквей. Высота в 40 метров была обычной, а отдельные сооружения достигали 60 м. Но до наших дней последние не сохранились, даже в начале XX века, когда возводили кафедральный собор в Верном, их уже не было в помине.

Дело в том, что дерево насколько доступный, настолько и уязвимый материал, особенно для огня. Немало красивейших храмов сгорело. Удары молний в колокольню были нередкими причинами пожаров. А в трудные годы сразу после октября 1917 г. деревянные церкви были поставлены на грань почти полного уничтожения – местами их разбирали на дрова или же приспособили под жилье или хозяйственные нужды. Многие же просто развалились без надлежащего ухода…

Остров Кижи в северной части Онежского острова известен во всем мире своим уникальным ансамблем деревянных церквей. Самая знаменитое и выдающееся сооружение там – Церковь Преображения Господня, срубленная в 1714 г. Она построена в традициях русского плотничьего ремесла – практически без гвоздей (их в небольшом количестве использовали только для скрепления лемехов куполов). Этот храм – самое высокое культовое сооружение из дерева в современной России. Его высота – 37 м. Но до высоты алматинского кафедрального собора немного не дотягивает.


Ave Maria!

Церковь Святой Марии в Чёрч Пойнт
Теперь перенесемся мысленно в Новый Свет. Леса Северной Америки занимают около 1/3 всей территории континента (12% от их общей площади в мире). При таком обилии зеленых богатств широкое использование древесины в строительстве неизбежно. И было бы странным, если бы здесь рано или поздно не появилось строение, претендующие на роль самого высокого деревянного сооружения в мире.

И в самом деле, одно из них находится в канадской провинции Новая Шотландия, в деревне Чёрч Пойнт (севернее города Ярмут). Это римско-католическая приходская церковь Святой Марии, являющаяся самым большим деревянным сооружением Северной Америки. Ее параметры действительно впечатляют: продольный неф – 57,89 м, поперечный неф – 41.13 м, высота же – 185 футов, или 56.36 м.

Эта церковь – ровесник алматинского собора. Ее строили в 1903–1905 гг. силами полутора тысяч прихожан во главе с плотником Лео Мелансоном. Проектировал же приглашенный из Франции архитектор Огюст Ренн. Первоначально церковь была еще на 30 футов (9,14 м) выше, до той поры, пока шпиль не был поражен молнией в 1914 г.

Скорее всего, церковь Святой Марии около Ярмута и есть тот канадский «незнакомец» – конкурент алматинского кафедрального собора по высоте, о котором писали и в дореволюционной прессе, и в путеводителях, и Юрий Домбровский. Ответ на вопрос из детства получен, можно ставить точку, если бы не…


Великий восточный храм

Буддизм в Японию проник из Кореи в VI веке. И вскоре новая религия нашла поддержку в высших кругах власти. В VIII веке, при 45-м императоре Сёму, буддизм становится фактически государственной религией страны. В его эпоху строятся великолепные буддистские храмы и монастыри, на что выделялись неимоверные средства. Это полностью опустошило казну. Именно тогда в столице Нара и был построен Тодай-дзи – главное культовое сооружение Японии.

Все началось с решения в 743 г. о возведении огромной статуи Будды, которая в 749 г. была уже готова. Чтобы понять, чего стоило ее сооружение, надо вообразить ее масштабы: высота – 14,98 м, лицо – 5,33 м, глаза – 1,02 м, нос – 0,5 м и уши – 2,54 м, общий вес – 500 т. На ее постройку израсходовали все запасы бронзы в стране (более 400 т), не считая 150 кг золота, 7 т воска и 70 кг ртути. В то время опыта отливки таких огромных скульптур в Японии не было и статую удалось отлить только с девятой попытки. Японцы уверяют, что в сотворении статуи приняло участие 2 600 000 человек, что вызывает некоторые сомнения, т. к. это – около половины населения государства в то время.

Тодай-дзи в Наре

Одновременно начали возводить и помещение-пристанище для бронзового колоса. В 752 г. оно было готово. Новый храм назвали Тодай-дзи – буквально «великий восточный храм». На сегодня он считается самым большим деревянным сооружением мира. Его длина – 57 м, ширина – 50 м. Но вот по высоте – 49 м – храм уступает канадской церкви Святой Марии. Впрочем, в прошлом Тодай-дзи был намного величественнее. Он дважды горел, подвергался землетрясениям. В нынешнем виде был восстановлен к 1709 г. и составил примерно 60% от изначальной постройки. Во время тех восстановительных работ демонтировали две пагоды высотой 100 м, разрушенные землетрясением. Выше их в то время были только самые большие из египетских пирамид.

***

Итак, по высоте среди деревянных сооружений религиозного предназначения Свято-Вознесенский собор в Алматы можно считать третьим в мире – после церкви в канадском Ярмуте и храма в японской Наре. Если же сравнивать с деревянными сооружениями и других типов, то его место в этом своеобразном рейтинге понизится.

В немецком Магдебурге в 1999 г. для федеральной выставки садоводства была возведена 60-метровая деревянная башня. Сейчас в ней музей развития науки. Выше этой башни среди современных деревянных построек – только передающая антенна в польском Гливице (высота 118 м, построена в 1935 г.).

В мировой тот-лист входят и две антенны в немецком Брюке (обе по 54 м, построены в 1963 г.). В прошлом были две антенны из дерева и повыше. Обе находились в Германии – в Исманинге (163 м., построена в 1934 г., взорвана в 1983 г.) и в Мюлакере (190 м., построена в 1934 г., разрушена в 1945 г.). Выше последней человечество из дерева, кажется, ничего не построило.



15.12.2013 г. © Алоис Назаров. Впервые опубликовано в газете «Известия-Казахстан» 11 августа 2011 г. Перепечатка запрещена.

Количество просмотров страницы: 2856


Мы в социальных сетях