Мы в социальных сетях

Главная Об Алматы Интересное событие Об Индии Разные статьи


Алматы весной




»Карта Алматы


Новое: Улица Гризодубовой
(25.02.2017)
Моргушка
(11.08.2016)
Компот
(29.04.2016)

16.04.2014 г. © Алоис Назаров. Перепечатка запрещена.


До Медео через Крымский мост

Описываемое место на карте Алматы
Географические условия Алматы, по территории которой с юга на север протекает несколько речек, наличие кое-где глубоких оврагов вынуждают строить мосты. Их в городе не один десяток – и больших, и малых, и железнодорожных, и автомобильных, и пешеходных. А в последнее время все больше мостов появляется и как части транспортных развязок или как надземные переходы. Среди мостов Алматы нет таких знаменитых на весь мир мостов, как, например, Бруклинский в Нью-Йорке, Тауэрский в Лондоне, Понте Веккьо во Флоренции, Босфорский в Стамбуле или Карлов в Праге. Даже таких нет, которые бы имели известность в пределах только Казахстана.

Алматинские мосты сплошь и рядом безымянные, в отличие от некоторых других городов мира, где многие мосты имеют индивидуальные, исторически значимые названия (например, Литейный, Дворцовый, Аничков в Санк-Петербурге). Исключения можно перечислить по пальцам одной руки. Об одном из таких исключений я бы и хотел рассказать.


Забытое название

В один из июльских дней 2013 года я сидел в зале периодики Центральной научной библиотеки в Алматы и знакомился с публикациями прошлых лет, рассказывающих о том, как алмаатинцы противостояли угрозе прорыва грязекаменной массы, скопившейся в селесборнике на Медеу после схода мощного селя 15 июля 1973 года. Листаю подшивки «Вечерней Алма-Аты», «Казахстанской правды», «Ленинской смены», «Огней Алатау». Решил посмотреть также, что писали в центральных московских газетах. «Труд» опубликовал репортаж «Жаркие дни и ночи Медео» спецкора Н. Гарифуллиной. Читаю. Дохожу до прямой речи начальника управления внутренних дел Алма-Аты М. Е. Есбулатова.

Всего полтора часа потребовалось милиции, чтобы эвакуировать жителей из опасной зоны, вплоть до Крымского моста, и выставить наряды на охрану имущество граждан и общественного порядка.

Речь идет о Малоалматинском ущелье, выводящем к Медео, к месту, где плотина сдержала удар селя. Но вот о Крымском мосте я из этого места репортажа узнал впервые. Точнее, о том, что по пути к Медеу есть несколько мостов, я, конечно, знал и по ним множество раз проезжал, но то, что один из них назывался Крымским, для меня стало открытием.


Мост на месте брода

До того, как узнал о существовании в былой Алма-Ате названия Крымский мост, я знал только один мост с таким именем – в Москве. Это один из известнейших московских мостов, включенный в список культурного наследия России.

Крымский мост в Москве в сталинскую эпоху
Крымскмй мост в Москве
Тот мост открыли 1 мая 1936 года. Он сразу вошел в число в число шести мостов Европы с самыми длинными речными пролетами. Длина московского Крымского моста – 688 метров, а речного пролета – 168 метров. Ширина – 38,5 метров. Авторы проекта моста – инженер Б. П. Константинов и архитектор А. В. Власов. Они применили оригинальный и редко используемый принцип. Пилоны Крымского моста высотой около 30 метров установлены отдельно и никак между собой не соединятся вверху. По верху пропущены цепи, закрепленные на концах моста. Длина каждой цепи – 297 метров.

У московского Крымского моста был предшественник. В 1786 году на том же самом месте соорудили деревянный Николаевский мост, который в 1872 году заменили металлическим.

Название Крымский мост использовалось до начала строительства нынешнего Крымского моста (1936 год). Писатель Иван Шмелев писап в 1934 году в парижской эмиграции:

Направо голубеет Крымский мост, железный, сквозной, будто из лесенок. Я знаю, что прибиты на нем большие цифры – когда въезжаешь в него, то видно: 1873 год – год моего рождения.

Откуда взялось название Крымский мост? Известны два объяснения. Согласно одному из них в этом месте был брод и будто крымские татары во время набегов обычно переправлялись через реку. Историки установили, что название Крымский брод впервые встречается с 1673 года.

Как пишет московский краевед Борис Арсеньев, исторические источники не подтверждают того факта, что Крымский брод назван по переправлявшимся здесь крымским татарам. По его мнению, более обоснована версия о происхождении названия брода и нескольких других местных топонимов от близлежавшего Крымского двора, на котором в XVI–ХVII вв. останавливались послы, гонцы и торговцы из Крымского ханства.


Заимствованный топоним

Если с историей появления названия московского Крымского моста более или менее ясно, то что можно сказать о появлении названия Крымский мост в былой Алма-Ате? В данном случае, на мой взгляд, произошло заимствование московского наименования, перенос его на алма-атинскую землю. Чтобы понять, почему это случилось, предлагаю взглянуть на фото предполагаемого Крымского моста в Алма-Ате и сравнить его с фото Крымского моста в Москве.

Очевидно, тот самый Крымский мост в Алма-Ате
Крымский мост в Алма-Ате
Это фото я нашел в буклете «Алма-Ата и ее окрестности», выпущенном Казгосиздатом в 1960 году. Автомобиль марки «Победа» едет через мост по дороге, ведущей в горы. Вдали узнается очертание вершины пика Абая. То есть это сфотографировано в Малоалматинском ущелье. Но посмотрите на сам мост. Он весьма похож на московский Крымский мост, только здесь всё намного миниатюрнее. И два пилона по обеим сторонам, и железные цепи, пущенные по верху. Название дано по аналогии, по внешнему сходству. Вопрос в том, случилось это после того, как мост построили или с самого начала задумывалось построить мост, в миниатюре напоминающий московский Крымский.

Также неясно на данный момент, было ли название Крымский мост в Алма-Ате продуктом народного творчества (как, например, Старая площадь) или бытовало как официальное. Неизвестно сейчас и насколько широко использовалось горожанами это название. Фактом остается пока то, что название Крымский мост в Алматы уже забыто, утрачено. Этому способствовало, очевидно, изменение облика самого моста. Ничего подобного по пути к Медеу вы сейчас не увидите: цепи и пилоны давно убрали. Да и сам мост, скорее всего, заменили другим.

Какой мост в Малоалматинском ущелье называли Крымским? На мой взгляд, тот, что находится сразу за поворотом к Каменскому плато. В городе он нынче известен как просто Мост.

Крымский мост – не единственный пример заимствованного урбанонима, то есть наименования для объекта в городе. Когда только начали строить микрорайоны в юго-западной части Алма-Аты, в местной прессе их иногда называли «Черемушками», по аналогии с московскими «Черемушками». Есть версия, что и бытовавшие в прошлом называния нескольких алматинских улиц за рекой Весновкой – Первая линия, Вторая линия и т. д. до двадцать второй, – давались по примеру, в данном случае – Ленинграда. Действительно, в городе на Неве слово «линия» в названиях улиц встречается довольно часто: собственно линии с первой по двадцать девятую (при этом некоторые дублируются в разных частях города), а также такие, как Александровская линия, Биржевая линия, Инструментальная линия, Курятная линия и др.


Итак, через Крымский мост можно попасть не только с Крымской площади на улицу Крымский вал или в обратном направлении (если вы в Москве), но и, в прошлом, доехать до Медео или других мест в Малоалматинском ущелье (если вы в Алматы). Только второй вариант топонимического сопровождения поездки основательно забыт в связи с забыванием старого названия моста по пути в горы.



16.04.2014 г. © Алоис Назаров.

Количество просмотров страницы: 984


Мы в социальных сетях