Мы в социальных сетях

Главная Об Алматы Интересное событие Об Индии Разные статьи


Алматы весной




»Карта Алматы


Новое:
Верный и верненцы в романе-эпопее «Путь Абая»
(02.03.2020)
Сколько фонтанов в Алматы?
(10.08.2017)
Сколько лет истории фонтанов Алматы?
(10.08.2017)

Поделиться:

15.10.2014 г. © Алоис Назаров. Опубликовано в газете «Фокус» 17.10.2009 г. Перепечатка запрещена.


Великий поэт на театральных сценах Алматы

«Маскарад». Постановка Русского ТЮЗа Алматы, 1965 г.
Спектакль Маскарад

Некоторые места в тексте снабжены комментариями. Чтобы прочитать комментарий, наведите курсор на знак вопроса в квадратных скобках.

Алматы на карте
Из биографии Михаила Юрьевича Лермонтова, родившегося в этот день ровно 195 лет назад, явствует, что в Казахстан судьба его ни разу не забрасывала. Но, как человек образованный, он знал о кочевом народе, живущем в зауральских степях. Дотошные лингвисты нашли в текстах поэта одно упоминание слова «киргиз» (так до 1917 г. ошибочно называли казахов). И, наверное, мало догадывался, какое влияние его творчество в будущем окажет на тех самых степняков и всех прочих народов, живущих в пределах Казахстана.

Линии этого влияния были разными. Одно из них – театральная жизнь. Напомним, что перу М. Ю. Лермонтова принадлежит несколько драматических произведений – «Испанцы», «Странный человек», «Два брата», «Маскарад». В послевоенные годы некоторые из этих пьес были поставлены в Алматы.

В 1956 г. режиссер А. А. Арсеньев в русском драматическом театре, который тогда находился в здании на ул. Дзержинского (сейчас Наурызбай батыра, там, где ныне уйгурский музыкальный театр), осуществил постановку «Испанцев». Дона Альвареца сыграл заслуженный артист КазССР Б. А. Дельвин. В ролях также были заняты такие известные актеры, как С. П. Ассуиров, Л. Я. Майзель, А. Я. Закк и др. После премьеры в городской газете «Алма-атинская правда» появилась обстоятельная рецензия доцента кафедры русской литературы КазГУ А. Жовтиса. В ней дана высокая оценка спектакля, явившегося, по мнению рецензента, труднейшим экзаменом для актеров, т. к. в репертуаре театра в последние годы не было пьес подобного характера.

В 1964-м отмечалось 150-летие со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Тогда нескольким советским театрам присвоили имя великого поэта. В том числе и Республиканскому русскому театру в столице Казахстана. С тех пор, как известно, его в городе именуют кратко – «лермонтовский», «лермонтовка», а коллектив театра – «лермонтовцами».

Государственный академический русский театр драмы им. М. Ю. Лермонтова (фото от 4.06.2009 г.)
Русский драмтеатр в Алматы

После 1964-го на его сцене драматические произведения М. Ю. Лермонтова не ставились, однако в репертуаре несколько лет была пьеса о последних трех годах жизни поэта, написанная известным прозаиком Константином Паустовским. Она называлась «Поручик Лермонтов». Режиссер-постановщик – А. А. Пашков. Премьера состоялась 15 июля 1968 г. на сцене московского Малого театра, во время гастролей «лермонтовцев». В ней было задействовано много актеров, среди которых – народная артистка СССР В. Б. Харламова, заслуженные артисты КазССР Е. В. Попов, В. П. Иванов, Л. А. Ярошенко, А. И. Медведев, Г. М. Самойлин, Н. И. Трофимова и др. Слово заслуженному артисту РК Геннадию Николаевичу Балаеву, сыгравшему самого Лермонтова:

Геннадий Балаев (23.09.2011 г.)
Геннадий Балаев
Раньше в газете «Советская культура» объявляли конкурсы на роли. В Алматы намеревались ставить «Поручика Лермонтова». Я списался и приехал сюда. Мне тогда было 28 лет. Роль Мусиной-Пушкиной сыграла моя супруга Нина Балаева. Театр готовил пьесу к гастролям в Москве. Сцена Малого театра, поручик Лермонтов, по всему городу огромные афиши с моим портретом, зрители, цветы, шикарная гостиница, машина – было очень приятно, всё это минуты счастья актера. Так что это была моя дебютная роль в алматинском драмтеатре имени Лермонтова.

Досталась она мне в соответствии с моим амплуа героя-любовника. Внешне тоже был похож на героя. И по характеру схож – я такой же взрывной, ажитативный, темпераментный. Могу быть тонким и нежным, а могу башку снести в ярости и искалечить. Пьеса «Поручик Лермонтов» была как бы маркой театра. Она получилась в общем удачной. Зритель принял ее хорошо – любовные коллизии, много стихов, которые я все помню наизусть до сих пор. Я вообще люблю поэзию – Пушкина, Лермонтова, Есенина. Да и сам пишу стихи.

При работе над пьесой для проникновения в образ много читал о биографии поэта. Я, наверное, никогда бы за жизнь столько не прочитал интересного, если бы не был актером. Думаю, театру надо было бы поставить и лермонтовские «Маскарад», «Испанцы» – эту блестящую пьесу с чудными характерами. Но от нас актеров, людей подневольной профессии, это не зависит. Решение принимают художественные руководители, режиссеры.

«Поручик Лермонтов». Постановка театра русской драмы Алматы, 1968 г. В роли Лермонтова – Г. Балаев
Спектакль Поручик ЛермонтовСпектакль Поручик Лермонтов

Лучшим драматическим произведением Лермонтова считается «Маскарад», сценическая жизнь которого сложна. Лермонтов упорно добивался ее постановки. Но цензура ее трижды отвергала. Отсюда – четыре редакции драмы. Официальное разрешение на постановку удалось получить только в 1852 г.

С того времени «Маскарад» шел на сценах многих городов страны и вошел в число пьес, ставших школой создания психологически-наполненных характеров. В Алматы эту драму поставил режиссер русской труппы ТЮЗа В. И. Пучкин. Главные роли – Арбенина и Нины – сыграли Лев Надеждин и Любовь Бойченко. Надеждин уже давно не живет в Казахстане, а Любовь Ивановна по-прежнему работает в алматинском ТЮЗе. Она поделилась воспоминаниями о той постановке:

Любовь Бойченко (12.10.2009 г.)
Любовь Бойченко
Премьера состоялась 27 мая 1965 года. Это была первая постановка нашего нового режиссера Вадима Ивановича Пучкина. В газете после премьеры написали, что эта пьеса была как раз для нашего коллектива – были такими же романтичными, как и Лермонтов, когда создал «Маскарад». Нам было очень интересно, потому что это классика и нужно было познать мир героев того времени. Для меня роль Нины особая и является одной из любимых. Хотя к тому времени проработала в театрах шесть лет, играла каких-то мальчишек и девчонок. А тут первая женская роль.

Мне пришлось много прочитать о людях того времени, узнать массу нужной информации – как дамы держали себя в то время, как ходили. Трудность была в том, что я никогда до этого не носила длинной юбки, перчаток, не знала, как есть мороженое – в перчатках или без, как орудовать при этом ложкой. Нужно было также научиться двигаться в корсете. После репетиции оставалась на два-три часа в кукольном зале (это было в сгоревшем здании на Калинина) и отрабатывала, как сесть на скамейку, как встать, как повернуться, как развернуться. Когда на спектакль приехали театральные критики из Москвы, то отметили, как я хорошо передвигаюсь по сцене и как бы существую в той эпохе.

Л. Бойченко в роли Нины в «Маскараде»
Любовь Бойченко Однажды мы поехали на Байконур и повезли туда «Маскарад». Сильно волновались, потому что нам сказали: «На спектакле будет главный конструктор». Это был Сергей Королев. Во время спектакля произошел казус. В родном театре я прекрасно знала, где падать в сцене, когда Нина умирает. А здесь падаю и с ужасом вижу, что занавес за мной, а я осталась перед зрителями. Мучительно думаю, что делать. Встать и уйти нельзя, оставаться лежать тоже нельзя, потому что действие еще продолжается. Но выход нашелся. Рабочие сцены отодвинули занавес и как бы накрыли меня им, тогда я встала и покинула сцену.

В «Маскараде» роль Шприха сыграл и мой муж Гавриил Моисеевич Бойченко, ныне актер театра им. Лермонтова
[?]Г. М. Бойченко скончался 31.07.2013 г.
. Лет пять назад наш бывший режиссер Борис Преображенский решил снова поставить «Маскарад». Уже распределили роли, но что-то не заладилось, и всё сорвалось. А пьеса была бы интересна и нынешнему поколению зрителей.

По мотивам произведений Лермонтова написано несколько опер и балетов – «Маскарад», «Бэла», «Печорин», «Демон», «Мцыри». В Алматы ничего подобного не ставили. Однако в репертуаре ГАТОБа есть балетный номер на музыку Арама Хачатуряна в концертном исполнении.

Нередко на постановки тех или иных пьес режиссеры вдохновляются в период юбилеев их авторов. В 2014-м грядет 200-летие со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Быть может, это событие подвигнет режиссеров и с алматинских сцен снова заговорят лермонтовские герои.

***

Досье

Геннадий Николаевич Балаев – заслуженный артист РК, род. в 1940 г. Театральное образование получил в Самарканде. Работал в театрах Самарканда, Владивостока, Алматы. Снимался в к/ф «Чокан Валиханов», сериале «Саранча» и др.

Любовь Ивановна Бойченко – актриса русского ТЮЗа им. Сац. Род. в 1938 г. Театральное образование получила в Иркутске. Работала в театрах Иркутска, Астрахани, Алматы (с 1962 г.).

Благодарю за фото музей Русского драматического академического театра им. Лермонтова и актрису ТЮЗа им. Сац Л. И. Бойченко.



15.10.2014 г. © Алоис Назаров. Опубликовано в газете «Фокус» 17.10.2009 г. Перепечатка запрещена.

Количество просмотров страницы: 3717


Мы в социальных сетях