Мы в социальных сетях

Главная Об Алматы Интересное событие Об Индии Разные статьи


Алматы весной




»Карта Алматы


Новое:
Алматинский Арбат
(31.07.202)
Безобразия в застройке Алма-Аты
(17.03.2021)
Верный и верненцы в романе-эпопее «Путь Абая»
(02.03.2020)

Поделиться:

© Алоис Назаров. Перепечатка запрещена.


Памятник Абылай хану в Алматы

Этот памятник на карте Алматы
Памятник Абылай хану установлен в Алматы 16 декабря 2000 года на привокзальной площади перед зданием вокзала Алматы-2. Как указано на гранитной доске на основании монумента, руководитель авторского коллектива – С. К. Баймагамбетов, скульптор – К.К. Сатыбалдин, архитекторы – Т. Е. Ералиев, З. С. Баймагамбетов, В. И. Сидоров, конструктор – М. Е. Еркенов, литейные работы – А. В. Волков. Абылай хан на этом мест «сменил» М. И. Калинина, чей монумент простоял с 1972 года по... Точную дату не знаю. Надо бы поднять подшивки старых газет. Со временем сделаю это и уточню. От привокзальной площади на юг протянулся проспект – один из красивейших в городе, являвшийся фактически главной улицей Алма-Аты. До революции 1917 года он назывался Старокладбищенской улицей. После завершения строительства Турксиба – Вокзальной улицей. Затем гордо носил имя В. И. Сталина – проспект Сталина. В хрущевскую эпоху название сменили на проспект Коммунистический. После обретения Казахстаном государственного суверенитета многие советские названия сменили. Проспект Коммунистический стал проспектом Абылай хана.

Памятник Абылай хану в Алматы
Кто же такой Абылай хан? Это был хан Казахского государства (до 1771 султан). Жил он в 1711–1781. Его настоящее имя – Абилмансур. В народе он стал известен в 20 лет. В то время хан Абильмамбет объединил все три казахских жуза на борьбу против джунга. Абилмансур также вступил в ополчение. В одном из сражений он под победоносный клич «Абылай» в единоборстве победил джунгарского батыра Шарыша. Абылай – это имя деда Абилмансура. Оказывается, при помощи клича Абылай он взывал к духу деда. Сразы после битвы выяснилось, что Абилмансур по своему происхождению имеет полное право быть великим ханом всех казахов. Тут же 90 лучших представителей трех жузов ободрили кандидатуру Абилмансура, святой старец шакшак Жанбек (Джанибек) из рода аргын благословил его. Так Абилмансур стал старшим ханом казахов Абылай ханом. Влияние Абылая росло пропорционально угрозе джунгар. За год он достиг таких высот, которых иные в мирное время не достигали за десятилетия. Молодой Абылай становится «под крыло» Абулмамбета.

Памятник Абылай хану в Алматы
Во время одной битвы Абылай был пленен джунгарами, когда отправился на разведку, и попал в окружение. В плену Абылай учится ойратскому языку, познает устройство страны, знакомится с Галдан-Цереном, претендентом на трон. Абылай находился в плену до весны 1743. Очень большую роль в его освобождении сыграла администрация России, в ставку Галдан-Церена было направлено посольство во главе с К. Миллером, что, видимо, и склонило чашу весов в пользу освобождения Абылая. Этот факт говорит о том, что Россия признала в нем одного из самых влиятельных и дальновидных политиков Казахского ханства того времени. После освобождения Абылая с Джунгарией был заключен «вечный мир» с Джунгарией. Однако после того, как Абылай хан отказался выдать скрывавшихся в Среднем жузе двух претендентов на джунгарский трон, в сентябре 1752 года джунгарская армия перешла границу. Абылай сразу мобилизует казахское ополчение и наносит врагу ряд сокрушительных ударов. Но в апреле 1754 терпит от них поражение. Абылай хан планирует новый поход, но в 1755 Джунгария пала под ударами китайцев. Китайцы направили к Абылаю посольство с предложением своего покровительства, а фактически вассалитета. Принятие подданства Китай обещал за выдачу бежавшего в казахские степи бывшего правителя джунгаров Амурсаны. Но Абылай хан молчал. Тогда Китай начал разговаривать с позиции силы, поэтому Абылаю и другим ханам пришлось уступить. Абылай собственноручно принялся за поиск людей и имущества. Он отправил в Китай около ста человек и добавил скота. Таким образом эта проблема была на какое-то время улажена.

После 1761 взаимоотношения с Китаем осложнились. После безрезультатных переговоров о разрешении кочевать на землях, когда-то отвоеванных у казахов джунгарами, казахи сами стали заселять безлюдные территории. В ответ на это было приказано уничтожать всех, кто дерзнет ступить на «китайскую» землю. После того как Абай едва не создал коалицию с другими среднеазиатскими странами, Китай пошел на уступки. В 1767 казахам было разрешено кочевать по землям бывшей Джунгарии и на своих исконных землях, за определенную пошлину. С этого времени влияние Китая сошло на нет.

В 1740 г. Абылай принял подданство России, но не особо выполнял обязательства по отношению к ней. Однако связь с Россией поддерживал регулярно. Все попытки Оренбургской администрации навязать ему свое мнение терпели крах, если просьбы и даже требования царских властей не соответствовали его целям. Россию не устраивала политика Китая в отношении Казахстана, ей казалось что китайцы хотят укрепится на территориях бывшей Джунгарии и Казахстана с целью совершения набегов на границы империи. Положение усугублял ещё тот факт что Абылай сам был не против заигрывания с ним Китая. Россия, видя что ее действия не возымели никакого действия, резко изменила тактику. Теперь она стала играть роль защитника и стала слать письма Абылаю и другим ханам, в которых якобы раскрывались истинные намерения Китая. Не раз Абылая приглашали в Оренбург для встречи с царскими чиновниками, на которые он не ехал под каким-то благовидным предлогом. Он говорил что изъявления дружбы Китаю совсем не означает, что он отказывается от присяги данной России.

Абылай хану довелось повоевать не только с джунгарами, но и южными соседями – с кокандцами и др.

Официально Абылая признали ханом в 1771.

Абылай хан был суровым. Народ боялся только одного его имени. При нем не было значительных мятежей, а если таковые случались, то он подавлял их с жестокостью. Он зверским способом убивал людей за малейшую провинность. Но тем не менее нельзя не признать его положительные качества. Абылай был всесторонне развитым человеком, он поддерживал народных акынов, жырау, домбристов. Этим объясняется то, что большинство акынов и жырау его восхваляли. Так же он был храбр до безумия. Сподвижником и ближайшим советником Абылай хана был Бухар-жырау. Колоссальный авторитет Бухар-жирау иногда сдерживал готовые вырваться наружу враждебные Абылаю силы степной аристократии.

Письменные памятники, связанные с жизнью и деятельностью Абылай хана, представлены в основном в виде исторических поэм, сказаний и легенд, поэтому по ним практически невозможно воссоздать его биографию и историю государственной деятельности. Относительно недавно был издан сборники «Абылай-хан. Документы и материалы о жизни и деятельности» Заркына Тайшыбая и «Есенгельди-би» Жаната Ахмади, который дает более полные и точные сведения. Всего в сборнике 300 документов. Среди них – переписка Абылая с деятелями сопредельных государств, материалы русских и китайских спецслужб, которые неустанно следили за его деятельностью.

Среди историков нет единства в оценке личности Абылай хана. Это касается и дореволюционного, и советского, и современного периода. Но как бы то ни было, современные идеологи выбрали в качестве исторических опор Абылай хана и Абулхаир хана.

Подытоживая, рассказ об Абылай хане, следует отметить, что во внутренней политике он неуклонно придерживался линии укрепления единой ханской власти, развивал хозяйство и торговлю, ввел новые виды и размеры налогов, руководил государством с позиций централизованного подчинения, улусами правил через султанов. Во внешней политике стремился сохранить независимость Казахского государства, укреплял его обороноспособность, расширял экономические связи, торговлю с соседними государствами

Памятник Абылай хану в Алматы
Памятник Абылай хану в Алматы – не единственный ему и даже не первый в Казахстане. Ряд известных казахских скульпторов весьма невысокого мнения о художественной ценности алматинского монумента. Так, скульптор Аскар Есенбаев считает, что этот памятник «вообще позорище». А вот слова скульптора Александра Осипова: «А то, что ставится на улицах, – это, скажу я вам... Самый чудовищный монумент – Абылай хан перед вокзалом Алматы-II. Просто мрак. Я когда первый раз его увидел – сразу охренел. Сидит какой-то мужик в цилиндре на нелепом мерине. Кони должны быть, как в Питере, – каждая жилка видна, животное в движении, кажется, будто живое. А за наших лошадей надо руки отрывать». Мнение скульптора Нурлана Далбая: «Да там скульптурой даже не пахнет. Такие дилетанты, которые добираются до госзаказов, ни лепить не могут, ни в композиции ничего не понимают, ни запаха скульптуры не ведают. У монументальной скульптуры есть свои законы, этому учат в академиях. Главная задача – органично вписать объект в градостроительную ситуацию. Она должна быть силуэтно узнаваема. Затем уже идут детали. Это подразумевает, что ты знаешь прекрасно анатомию человека, анатомию лошади. В композиции хоть чуть-чуть разбираешься, то есть какой-то жест можешь реально изобразить. А поскольку этого нет, то получается не скульптура, а пластилиновые человечки». Вот такие нелицеприятные суждения.

При написании процитирована публикация с www.centrasia.ru


© Алоис Назаров. Перепечатка запрещена.

Количество просмотров страницы: 6839


Мы в социальных сетях