Мы в социальных сетях

Главная Об Алматы Интересное событие Об Индии Разные статьи


Алматы весной




»Карта Алматы


Новое:
Верный и верненцы в романе-эпопее «Путь Абая»
(02.03.2020)
Сколько фонтанов в Алматы?
(10.08.2017)
Сколько лет истории фонтанов Алматы?
(10.08.2017)

Поделиться:

© Алоис Назаров. Опубликовано в еженедельнике «Деловой Казахстан» (№ 17 (314), 4 мая 2012) Перепечатка запрещена.


В Алматы открыли памятник Чародею степи

Этот место на карте
Курмангазы (1818–1889) – казахский народный композитор, кюйши, классик казахской инструментальной музыки.

Чародей степи… Именно так в народе еще при жизни называли выдающегося казахского народного музыканта, композитора, домбриста, кюйши Курмангазы Сагырбауйлы. В Алматы, по праву считающемся культурной столицей страны, память этого деятеля давно увековечена разными способами. Казахскому академическому оркестру народных инструментов, а также алматинской консерватории присвоено его имя. Есть улица имени Курмангазы. Теперь же в городе появился и Курмангазы в камне – 18 апреля 2012 года состоялось торжественное открытие памятника ему.

Памятник Курмангазы в Алматы
Несколько месяцев назад, еще с прошлого года, на площади между зданиями консерватории и концертного зала появилось интригующее прохожих сооружение, явно похожее на монумент. Однако наглухо укрытое от взора полотном, оно не давало ответа на вопрос, кому этот памятник. «Секрет» раскрылся 18 апреля 2012 года на торжественном открытии. После снятия полотна перед собравшимися предстал Курмангазы.

Об истории появления этого памятника мы попросили рассказать декана факультета народной музыки консерватории профессора Кариму Сундетовну Сахарбаеву:

– Мы к 60-летию консерватории хотели открывать (эта дата отмечалась в 2004-м – А. Н.). Нам предлагали готовые памятники. Завод имени Кирова, например. Это кто-то из Атырау заказал, но потом отказался. Мы пошли на завод с ректором, посмотрели. Нам не понравилось. Потом это дело застопорилось. Мы писали в акимат и министерство культуры. Оттуда разрешение было, но средств на памятник не было.

Дело сдвинулось с, казалось, мертвой точки, года два назад после открытия памятника Ахмету Жубанову в Алматы. Известный кюйши Каршыга Ахмедьяров выступил инициатором создания памятника и Курмангазы. Надеялся найти средства на это дело. Но через два-три месяца он умер.

Однако, как оказалось, скульптор, к которому обратился Каршыга Ахмедьяров, памятник все-таки сработал. Ректор консерватории профессор Жания Яхьяевна Аубакирова, а затем и руководители факультета народной музыки сходили и посмотрели на то, что получилось. Но им это не понравилось, и началась работа по переделке монумента, создания другого образа Курмангазы. На это ушло два года.

– В 2014-м году консерватории исполняется70 лет, – продолжает свой рассказ Карима Сундетовна Сахарбаева. – Что памятника нет, всех нас задело. Осенью прошлого года, когда было общее собрание, тогда и студенты спрашивали, почему нет памятника Курмангазы. И даже сами начали деньги собирать. Тогда ректор сказала, что мы этим несколько лет занимаемся, скоро будет памятник, вам беспокоиться нечего.

Открытие памятника хотели приурочить к 20-летию Независимости Республики Казахстан. Но тогда творческому коллективу консерватории надо было ехать с отчетным концертом в Астану. И открытие отложили. Постамент же уже давно стоял на выбранном месте, но закрытый. В апреле же в консерватории прошел курултай домбристов в рамках большой олимпиады (среди вузов) и малой олимпиады (среди музыкальных колледжей). Приехали домбристы со всех областей. И это стало хорошим поводом, чтобы, наконец, торжественно открыть памятник Курмангазы. Что и произошло 18 апреля этого года.

На заключительном концерте этих олимпиад все отметили заслугу ректора консерватории Жании Аубакировой в появлении этого памятника. Она же нашла и средства на него, что оказалось делом непростым. Были направлены письма в акиматы всех западных областей Казахстана, с которыми тесно связана жизнь Курмангазы. Откликнулся только акимат Уральска. Но и уральцы ничем не помогли, так как им вскоре самим было впору просить помощь извне после весеннего паводка и эпидемии крупного рогатого скота. Деньги все-таки найти удалось, правда, наша собеседница не уточнила, где и как. Из финансовой стороны дела нам известно лишь то, что благородно поступил скульптор, сделав скидку.

Скульптор Тлеуберды Бинашев
Скульптор Тлеуберды Бинашев
За более подробной информацией о том, как рождался памятник Курмангазы, корреспондент «ДК» отправился в мастерскую автора монумента – деятеля Казахстана Тлеуберды Бинашева. В Алматы уже есть несколько памятников его работы. Это уже упомянутый монумент Ахмету Жубанову, памятник Куляш Байсеитовой, два бюста Абылайхана возле здания КазУМОиМЯ, этнографические скульптуры на территории ресторана «Жеруйык» и ряд других изваяний.

– Несколько лет назад я сделал памятник Ахмету Жубанову. Тогда при открытии народный артист Каршыга Ахмедьяров посмотрел и сказал, что теперь я должен Курмангазы ставить памятник. Точного его портрета нет, но образ предается из поколения в поколение. Я смотрел его портреты. Они все разные. Каждый художник чувствует его по-своему. Я делал по рассказам Ахмедьярова. Когда закончил работу, его уже не было в живых. После его смерти не знал, куда обратиться. Я пошел в консерваторию, и ректор Жания Аубакирова поддержала меня.

Творческий принцип скульптора Тлеуберды Бинашева: «Портретное сходство не главное – главное образ». В данном случае это особенно актуально, так как точный облик Курмангазы никому не известен.

Однако истина (в данном случае – монумент) рождалась в жарких дискуссиях и спорах. Ни ректору консерватории, ни руководству факультета народной музыки вариант, предложенный Тлеуберды Бинашевым, не понравился. Речь идет о композиции, в которой облик Курмангазы как бы вырастает из какпака (то есть деки домбры), а сама домбра – большая. Однако до этого был еще и первый вариант – обычный бюст, без музыкального инструмента.

Разные варианты памятника. На фото справа – лучший (по мнению самого скульптора Тлеуберды Бинашева)
Скульптор Тлеуберды Бинашев Памятник Курмангазы

Скульптор переработал монумент, внеся изменения в облик Курмангазы. Однако и этот вариант, который самому скульптору нравится больше всего, не устроил заказчиков. Но, как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. В итоге родился тот памятник, который мы все сегодня можем лицезреть около консерватории. Кюйши держит домбру рядом с сердцем. А его взгляд задумчивый и как бы устремленный в будущее.

– Он держит домбру так, как будто передает ее будущим поколениям, чтобы кюй продолжался, – поясняет автор монумента.

Вот на таком положении домбры настоял Тлеуберды Бинашев. Заказчики же хотели, чтобы Курмангазы держал домбру, как будто играет на ней. А вот тип головного убора отстоять не удалось. Автор хотел изобразить кюйши в колпаке, а в итоге на голове – борик (шапка), как пожелали заказчики.

В работе над памятником Тлеуберды Бинашеву помогала его дочь Гульфия Мелдеш – молодой, но уже состоявшийся скульптор. Она сейчас живет и работает в Атырау, где уже есть памятник ее работы – летчице-казашке, участнице Великой Отечественной войны Хиуаз Доспановой. В данный момент она гостит в родительском доме. И также приняла участие в беседе с корреспондентом «ДК», в ходе которой речь зашла и о памятниках Курмангазы в других городах. На сегодняшний день они есть в Атырау, Актау, Астрахани и Алматы. Атырауский памятник оказался самым первым. Он величественный, имеет три метра в высоту, однако, как рассказали наши собеседники-скульпторы, в нем допущена досадная ошибка. Курмангазы домбру держит на груди так, как это делают узбеки, уйгуры, азербайджанцы или туркмены, но не как казахи.

Новый памятник в Алматы открыли в год, объявленный городским акиматом годом культуры. Символично, что речь идет о монументе как раз деятелю культуры.

Памятник Курмангазы в Алматы очень эстетично вписывается в площадь перед концертным залом.

– Нам очень нравится этот памятник, – поделилась с нами профессор Карима Сундетовна Сахарбаева. – Наши студенты тоже радуются. Курмангазы под сердцем домбру держит. Как бы завещая нам, будущим поколениям, держать традиционную музыку, домбру и кюй под сердцем, оберегать их, держать выше. И когда идешь в консерваторию, на него посмотришь, то с таким воодушевлением заходишь в здание!



© Алоис Назаров. Опубликовано в еженедельнике «Деловой Казахстан» (№ 17 (314), 4 мая 2012) Перепечатка запрещена.

Количество просмотров страницы: 5411


Мы в социальных сетях