Мы в социальных сетях

Главная Об Алматы Интересное событие Об Индии Разные статьи


Алматы весной




»Карта Алматы


Новое: Улица Гризодубовой
(25.02.2017)
Моргушка
(11.08.2016)
Компот
(29.04.2016)

В рубрике «Город-сад» размещаются материалы по истории озеленения города Алматы, о его парках, скверах, рощах, аллеях, цветниках. Их источником являются прежде всего публикации в местной прессе разных авторов. Копирайт в этом случае распространяется на дизайн, подготовку материала к размещению на сайте (сканирование, распознавание текста, редактура, комментирование непонятных слов и реалий). Орфография, правописание источника сохраняется. Непонятные слова, непонятные реалии, как правило, мной комментируются (комментарии – после текстов).


9 февраля 2014 г. © Алоис Назаров. Перепечатка запрещена.


Под южным солнцем

Газета «Социалистическая Алма-ата» (3 января 1938 года)

Алматы на карте
Патриоты нашего города по праву гордятся своей столицей. И когда приезжающие к нам из других городов страны восторгаются прелестными окрестностями Алма-ата1, обилием зелени, тенистыми аллеями на улицах, – поверьте: это немножко щекочет самолюбив наших патриотов.

«Чудесный парк», «город-сад» – какие только названия, и не без права, получает наша столица2. Под ласковым южным солнцем на десятки километров раскинулись зеленые улицы.

Зеленый фонд столицы пополняется с каждым годом, а наступивший 1938 год обещает еще больший рост этого богатства. План озеленительных работ и лесонасаждений на новый год предусматривает очень значительные затраты на эту работу.

Район южнее собора в парке в начале 1930-х годов
Алма-Ата
Наиболее интересные моменты в этом плане – реконструкция и озеленение Ташкентской аллеи3, работы по озеленению улицы Абая4, лесонасаждение на подъездных путях к столице, большие работы по украшению вновь асфальтируемых улиц. По этому плану Ташкентская аллея на всем своем протяжении должна превратиться в одну из красивейших улиц Алма-ата. Здесь, за густой зеленой полосой пройдет путь трамвая, раскинется ровная широкая асфальтированная магистраль для автомобильного движения. Высокие зеленые стены оградят пешеходов от пыли, которой «славится» до сих пор оживленная Ташкентская аллея.

Работами на улице Абая начинается осуществление генерального плана реконструкции, строительства и благоустройства Алма-ата. С весны 1938 года эта улица закрывается для проезда и на всем ее протяжении – от головного арыка до Ташкентской аллеи – будут устроены так называемые внутриквартальные насаждения – широкий, почти во всю ширину улицы, бульвар с боковыми путями для местного проезда. В местах пересечения с другими улицами ул. Абая должна быть художественно оформлена фонтанами, скульптурой и декоративной зеленью.

План озеленительных работ па 1938 год отличается тем, что в нем много места уделено озеленению подъездов к столице. Вдоль шоссе к линейной станции5 будет посажено пятнадцать тысяч деревьев, по дороге к Медео6 – пять тысяч и па пути к курорту Алма-Арасан7 – 30 тысяч деревьев различных пород.

Всего по городу должно быть посажено 93 тысячи крупных деревьев (в 1937 году посажено 58 тысяч), не считая газонов, скверов, насаждений в городских парках.

Бесспорно, программа озеленительных работ на 1938 год – большой шаг вперед в благоустройстве, украшении и оздоровлении Алма-ата. Но этот план имеет и свои существенные недочеты.

Перекресток нынешних улиц Жибек Жолы и Кунаева в конце 1930-х
Алма-Ата
Каждый, кто хорошо знаком с различными районами города, замечал, вероятно не раз некоторое своеобразие размещения зелени. Улицы, идущие с юга на север, изобилуют зеленью. Здесь можно встретить густые ряды прекрасных тополей, березы, карагача. Иное положение на улицах, идущих с востока на запад. Если в верхней части города на этих улицах еще можно видеть деревья и кустарники, то ниже улицы Горького8 можно встретить только одинокие тополя, сохранившиеся просто каким-то чудом.

Арычная система города настолько несовершенна, что она уже не в силах обеспечить водой для полива всю столицу. На большинстве таких «поперечных» улиц арыков вовсе нет, а туда, где они и есть – вода все же не доходит. В этих условиях затрачивать время и средства на озеленительные работы – безрассудная и бесполезная затея.

Между тем, план озеленительных работ, составленный в Зеленстрое9, умалчивает об этих важнейших деталях. Не исключена возможность, что и в новом году повторятся явления прошлых лот: Зеленстрой будет производить посадку деревьев, зная о их верной гибели. Совершенно ясна необходимость органической связи между работами по озеленению города и благоустройству, а может быть к коренной реконструкции всей оросительной системы. Над этим нужно серьезно подумать прежде чем будут окончательно утверждены все программы Зеленстроя, управления благоустройства и других городских организаций.

В борьбе за дальнейший рост зеленого фонда столицы должен быть предусмотрен весь комплект работ, без которых нельзя сохранить тенистые аллеи на улицах Алма-ата, легкие газоны, многочисленные скверы города.

H. Вершинин

***

Комментарии

1По крайней мере в прессе 1930-х годов название столицы Казахстана писалось как «Алма-ата» и не изменялось по падежам.

2В 1929–1997 Алма-Ата / Алматы – столица Казахстана (последовательно: Казакской АССР, Казахской ССР, Республики Казахстан).

3Ташкентская аллея – тогда так назывался нынешний проспект Райымбека.

4Улица Абая – тогда так называлась улица Тулебаева.

5Предположительно подразумевается часть нынешнего проспекта Сейфуллина севернее проспекта Райымбека; линейная станция – скорее всего Алматы I.

6Медео – то же, что и Медеу.

7Алма-Арасан – ныне не существующий бальнеологический курорт республиканского значения. Был основан в 1931 году в одноименном урочище на высоте 1780 м на северном склоне Заилийского Алатау.

8Улица Горького – тогда так называлась улица Жибек Жолы.

9Зеленстрой – созданная в октябре 1934 года организация, занимавшаяся озеленением города.



9 февраля 2014 г. © Алоис Назаров. Перепечатка запрещена.

Количество просмотров страницы: 855


Мы в социальных сетях