Мы в социальных сетях

Главная Об Алматы Интересное событие Об Индии Разные статьи


Алматы весной




»Карта Алматы


Новое: Сколько фонтанов в Алматы?
(10.08.2017)
Сколько лет истории фонтанов Алматы?
(10.08.2017)
Как снимают «Балуана Шолака»
(01.07.2017)

13.10.2013 г. © Алоис Назаров. Перепечатка запрещена.


Зодчий Казахской Академии наук
(140-летие архитектора Алексея Викторовича Щусева)

Алматы на карте
В Алматы о юбилее не вспомнили

8 октября 2013 года отмечалось 140-летие со дня рождения известного русского архитектора Алексея Викторовича Щусева. Прежде всего в России. Также в столице Молдовы Кишиневе, в котором существует дом-музей зодчего, где он родился и провел 24 года своей жизни.

О том, отмечалось ли это событие в других странах, в которых по проекту Щусева построены здания (например, в итальянском Бари, грузинских Тбилиси и Батуми, узбекском Ташкенте), поисковые системы Яндекс и Гугл хранят молчание. Сам поисковик Гугл на 140-летие Щусева откликнулся размещением 8 октября дудла (то есть картинки вместо своего логотипа) Казанского вокзала, главным архитектором которого был Щусев. Однако при этом не обошлось без казуса. Десять часов вместо изображения Казанского вокзала в Москве провисела картинка вокзала в Казани, к появлению которого Щусев не имеет никакого отношения.

В Алматы о 140-летии Щусева, похоже, мало кто вспомнил, несмотря на то, что, в бывшей столице Казахстана по его проекту возведено одно из самых монументальных зданий города – Академии наук. По крайней мере такие популярные издания, как «Вечерний Алматы», «Время», «Караван», «Мегаполис», «Экспресс-К», «Новое поколение», tengrinews.kz, никак не откликнулись на это юбилейное событие.


От обер-архитектора Святейшего Синода до четырежды
лауреата Сталинских премий

А. В. Щусев
А. В. Щусев
Выпускник Императорской Академии художеств в Петербурге Алексей Щусев до революции 1917 года работал на проектами как светских, так и культовых зданий. Одна из первых его должностей в то время – обер-архитектор Святейшего Синода. Из работ в сфере архитектуры культовых сооружений можно назвать проектирование иконостаса для Успенского собора Киево-Печерской лавры, реконструкцию церкви Василия конца XII века в Овруче, выполненная в 1904 году. По проекту Щусева в 1913–1917 годы на Куликовском поле воздвигнут храм-памятник Сергия Радонежского. Щусев разработал и проекты церкви Марфы и Марии в больничном корпусе и собора Покрова женского Марфо-Марьинского монастыря в Москве.

Уже в начале XX века Щусев стал заметным архитектором и получал заказы на проектирование светских зданий. После того, как он 1905 году представил проект храма в Овруче в духе традиций русской классики, в прессе стали писать о щусевском направлении в архитектуре, а Щусева объявили основоположником неорусского стиля. В этом стиле выполнен Казанский вокзал в Москве, главным архитектором которого был назначен Щусев (его проект выиграл в конкурсе). Строительство вокзала велось с 1913 по 1940 годы. Биограф Щусева К. Н. Афанасьев так характеризует это сооружение:

Казанский вокзал в Москве – это чудесное произведение архитектуры, праздник русского искусства, пример творческого наследования сокровищ, созданных гением народа. Это сооружение украшает Москву своей прекрасной архитектурой. Демократизм, народность и легендарность архитектурных образов, в которых воплотились представления народа о прекрасном, делают это произведение Щусева неотъемлемой частью нашей русской художественной культуры.

Казанский вокзал хорошо знаком жителям Казахстана и Средней Азии, так как поезда отсюда в Москву прибывают на него. Можно сказать, что это сооружение в большой степени формирует представление приезжих из этих регионов об архитектурном облике Москвы.

Казанский вокзал в Москве
Казанский вокзал в Москве

В советское время Щусев – один из самых востребованных архитекторов. Под его и И. Жолтовского руководством был разработан генеральный план столицы «Новая Москва» (1918–1924 годы).

Один из самых знаменитых проектов Щусева этого периода – Мавзолей В. И. Ленина на Красной площади в Москве. Он его проектирует и строит трижды. При этом каждый последующий вариант является развитием предыдущего. В январе 1924 года возводится первый временный деревянный Мавзолей. Весной – второй, более капитальный, но все же временный и тоже деревянный. Через пять лет воздвигается третий, уже постоянный, рассчитанный на тысячелетия, гранитный Мавзолей.

Мавзолей занимает особое место в советской архитектуре, а также в творчестве А. В. Щусева. Среди многочисленных произведений архитектуры наших дней и далекого прошлого нет ни одного, напоминающего его своими формами. Это здание уникально как по своему назначению, так и по архитектурным формам и художественным качествам (К. Н. Афанасьев).

Мавзолей В. И. Ленина в Москве
Мавзолей В. И. Ленина в Москве

В ряду других значительных сооружений Москвы, выполненных по проектам Щусева после 1917 года – гостиница «Москва», здание Наркозема (ныне – Министерство сельского хозяйства) на Садовой-Спасской улице, Большой Москворецкий мост и станция метро «Комсомольская» (кольцевая).

Проектировал Щусев и для других городов Советского Союза – отдельные здания, планы ряда городов (Смоленск, Сочи, Туапсе), восстановление и реконструкция после войны Волгограда, Истры, Кишинева, Новгорода, киевского Крещатика.

В советское время Щусев четыре раза становился лауреатом Сталинских премий: в 1941-м (за архитектурный проект здания Института Маркса – Энгельса – Ленина в Тбилиси), в 1946-м (за внутреннее оформление Мавзолея В. И. Ленина), в 1946-м (за архитектурный проект здания Театра имени А. Навои в Ташкенте) и в 1952-м – посмертно (за архитектурный проект станции «Комсомольская – кольцевая» Московского метрополитена).

Скончался Щусев 24 мая 1949 года в Москве, где и похоронен на Новодевичьем кладбище.


Поиск национальной формы

В архитектурном творчестве Щусев основываются на поисках современной национальной формы, не порывающей с историческими традициями. Была это в основном русская архитектура. Но если он проектировал для Украины, Узбекистана, Казахстана, Грузии или Молдавии, то создаваемые по его проектам сооружения органически врастали в пейзаж или окружающий их городской ансамбль и своей архитектурой неизменно стремились ответить художественным вкусам возводившего их народа.

Свои взгляды на национальную форму в архитектуре Щусев изложил в одноименной статье

Многоплеменная семья народов, объединенных в едином Союзе Советских Социалистических Республик, творит совместно новые формы общественной жизни, а следовательно, и новые формы в искусстве. Одно неотделимо от другого.

<...>Поэтому поиски национальной формы в архитектуре не могут сводиться к любованию или копированию отдельных архаичных фрагментов древнего зодчества.

<...>Новаторство и копирование – явления вообще несовместимые в искусстве, а в архитектуре, самым тесным образом связанной со строительным искусством и техникой, – в особенности.

<...>Надо изучать художественно ценное в архитектуре прошлых эпох и учитывать при проектировании бытовые, экономические и культурные потребности народа, для которого мы творим. Учет технических возможностей, строительной техники и строительных материалов одинаково обязателен и при проектировании сооружения для Москвы, и для Улан-Удэ, и для колхозного кишлака в Средней Азии.

Пытливое изучение мирового наследия в области искусства и строительства (посещал страны Европы, бывал в Тунисе, Средней Азии и Турции) позволило ему осуществить ряд интересных проектов за пределами России.

Сооружая здание Института Маркса – Энгельса – Ленина в Тбилиси, театр в Ташкенте, Академию наук в Алма-Ате Щусев следовал национальным традициям грузинского, узбекского и казахского народов.

Театр имени А. Навои в Ташкенте
Театр имени А. Навои в Ташкенте

Здание бывшего Института Маркса – Энгельса – Ленина в Тбилиси
(в современной Грузии хотели снести)
Здание бывшего Института Маркса – Энгельса – Ленина в Тбилиси


Щусев о казахской архитектуре

5 декабря 1936 года Казакская Автономная Социалистическая Советская Республика (создана 15 июня 1925 года) была преобразована в Казахскую Советскую Социалистическую Республику. Об этом преобразовании было известно заранее и оно широко освещалось в казахстанской прессе. В одном из номеров газеты «Социалистическая Алма-ата» опубликовала подборку писем известных деятелей СССР с пожеланиями Казахстану в связи с преобразованием административного статуса республики. Одно из писем написал академик архитектуры А. В. Щусев.

Казахская архитектура

Преобразование Казахстана из автономной в союзную республику открывает перед ним широкие перспективы для расцвета социалистической культуры и искусства.

Столица Казахстана – Алма-ата [общепризнанное написание в те годы – А. Н.] должна и может быть по праву красивейшим городом республики.

При реконструкции Алма-ата [в те годы не склонялось – А. Н.] нужно ввести в архитектуру черты в мотивы самобытного национального искусства Казахстана.

Архитектура и изобразительное искусство казахов широко известны. При усовершенствовании и преобразовании их на социалистической основе они войдут ценным вкладом в мировую сокровищницу культуры.

Союз советских архитекторов должен организовать ряд лекций и обсуждений, посвященных казахскому архитектурному творчеству и изобразительному искусству. Это несомненно вызовет здоровый интерес у молодых архитекторов к казахской архитектуре и наметит новые пути в их творчестве.

Академик архитектуры А. В. ЩУСЕВ


Проектировщик здания Казахской Академии наук

В Алматы есть несколько зданий, которые проектировали иногородние архитекторы – медицинский институт, первый дом правительства, второй дом правительства и ряд других. И все-таки не совсем понятно, почему проектировать здание Академии наук Казахской ССР предложили Щусеву. Известно, что во второй половине 30-х годов над проектом Казахского филиала Академии наук работал архитектор Шугал из Казгоспроекта.

Может, одна из причин – предложили не столько Щусеву, сколько московской мастерской «Академпроект», которую с момента ее создания в середине 30-х годов возглавлял Щусев. Перед этой мастерской стояла задача построить в Москве 40 зданий для академических институтов, музеев, библиотек и обслуживающих учреждений. И хотя до войны построили только здание Института генетики, у «Академпроекта» был накоплен опыт проектирования научных учреждений (до войны были подготовлены проекты еще четырех институтов).

На проектом здания Казахской Академии наук Щусев работал в 1944–1948 годы. В представленном в 1947 году проекте Щусев увенчивал центральную часть корпуса куполом. Портал, представлявший собой стрельчатую арку, и купол вызывали ассоциацию с культовыми сооружениями Средней Азии – мечетями, медресе. Также было указано на отсутствие в отделке здания казахского национального орнамента. Эти недостатки и стали причиной того, что проект 1947 года был отклонен. В 1948 году был представлен второй вариант проекта, в котором недостатки были преодолены. По этому проекту и было построено здание Казахской Академии наук. В процессе проектирования объем здания был уменьшен со135 000 м3 до 89 000 м3.

Соавтором указывают Николая Простакова. Он был руководителем рабочей группы проекта, а Щусев – генеральным проектировщиком.

Строительство осуществлялось в 1948–1953 годы (по другим данным – в 1948–1957). На стройке работали в основном пленные японцы. В 1981 году с южной стороны к зданию пристроен корпус Дома ученых.

Характеризуя, здание казахской Академии наук, К. Н. Афанасьев писал:

Удачен план главного здания, просто и ясно решаются главный вход, круглый вестибюль, трехмаршевая парадная лестница. Над вестибюлем во втором этаже расположен конференц-зал. Ту же схему повторяют правый и левый флигели главного корпуса.

<...>Но, к сожалению, как всегда, когда Щусев работает с большой долей участия своих молодых товарищей и не имеет возможности собственными руками и при том многократно варьируя рисовать архитектуру проектируемых им зданий, результаты не могут нас удовлетворять в полной мере. Здание получилось по своей архитектуре схематичным и грубовато нарисованным.

Как бы то ни было, но здание казахской Академии наук является одним из самых значительных сооружений Алматы XX века и охраняется как памятник градостроительства и архитектуры.

Первый вариант здания Казахской Академии наук
Первый вариант здания Казахской Академии наук

Здание Казахской Академии наук в Алматы (снимок 2011 года)
Здание Казахской Академии наук в Алматы



13.10.2013 г. © Алоис Назаров. Перепечатка запрещена. При написании использовалась книга К. Афанасьева «А. В. Щусев» (М., 1978)

Количество просмотров страницы: 1700


Мы в социальных сетях