Мы в социальных сетях

Главная Об Алматы Интересное событие Об Индии Разные статьи


Алматы весной




»Карта Алматы


Новое: Улица Гризодубовой
(25.02.2017)
Моргушка
(11.08.2016)
Компот
(29.04.2016)

24 октября 2013 г. © Алоис Назаров. Перепечатка запрещена.


Верный театральный

Алматы (бывший Верный) на карте
Предлагаемый очерк написан для того, чтобы дать общее представление о театральной жизни города Верного, то есть периода 1854–1921 годов. Детальный анализ требует специального исследования. Более поздний период не рассматривается. Ему будут посвящены очерки об отдельных театрах Алматы.

Драматическое искусство в городе Верном начало развиваться спустя почти два десятилетия после основания на его месте военного укрепления. Представители верненской интеллигенции организовали «Общество любителей драматического искусства». 21 ноября 1872 года оно представило на суд горожан свою первую постановку – пьесу А. Н. Островского «Не в свои сани не садись».


Бывшее Военное собрание – одна из сцен Верного
Военное собрание в Верном

Нередко местные любители-артисты организовывали благотворительные постановки. Например, 30 июля 1913 г. в Военном собрании прошел благотворительный вечер в пользу недостаточных абитуриентов гимназии. В программе были: комедия Потапенко «Букет», шутка в одном действии «Наследство помогло», концертное отделение.

В Верный приезжали на гастроли театральные труппы из других городов Российской империи. Например, весной, летом, осенью 1913 года и в начале 1914 года спектакли давала труппа драматических артистов под руководством Г. С. Бельского (режиссер – Соловьев). Это был веселый театр миниатюр. Вот несколько названий пьес их репертуара: «Горькая судьбина», «Человек-зверь», «Двуликий муж», «В старые годы». Однако, как писала газета «Семиреченские областные ведомости», публика все же почему-то не дружно посещает спектакли, несмотря на то, что театр Бельского сбавил цену на места.

Часто раньше можно было слышать от наших обывателей жалобу на то, что у нас нет разумных развлечений. Сейчас гостят у нас артисты – но для верненцев и тут, кажется, не находится ничего разумного, так как спектакли проходят при пустом зале, доводя чистый сбор иногда до ... 1 1/2 р. И только прошедшая 31 октября пьеса Горького «На дне» дала полный зал публики (Семиреченские областные ведомости, 5 ноября 1913 года).


Еще одна из сцен Верного – бывшее Общественное собрание
(до реконструкции 2012–2013 гг.)
Общественное собрание в Верном

Бывало, что в городе находились сразу две труппы. В феврале 1914 года одновременно с театром Бельского в Верном давала спектакли труппа русско-малоросских драматических артистов под управлением Савченко-Бунакова.

Пьесы в Верном шли в Общественном, Военном или Коммерческом собраниях (собрание – аналог клуба). В первозданном виде до наших дней сохранилось только здание бывшего Военного собрания. Ныне здесь Музей национальных казахских инструментов. В бывшем Общественном собрании сейчас Республиканский театр кукол. После реконструкции в 2012–2013 годы здание утратило свой первоначальный облик.

В Верном ставились не только любительские драматические спектакли, но и любительские оперы. Так, 23 февраля 1913 года в Коммерческом собрании в ознаменование 300-летнего юбилея царствования династии Романовых была показана в сокращенном виде опера Глинки «Жизнь за царя». Опера была поставлена трехклассным городским училищем имени генерала Колпаковского. Весь сбор за нее должен был пойти в пользу Общества вспомоществования бедных учащихся Верного.


Бывшее Коммерческое собрание – еще одна из сцен Верного
(снимок после 1917 г., здание не сохранилось)
Коммерческое собрание в Верном

К дореволюционному периоду относится и зарождение в Верном театрального искусства в среде мусульман. 5 октября 1913 года в помещении Коммерческого собрания состоялся первый мусульманский музыкально-драматический вечер, устроенный местными мусульманами в пользу мусульманской народной библиотеки-читальни. Была показана одноактная комедия на татарском языке «Беренче театр» («Первый театр») А. Камалова.

Если точнее, то А. Камалов – это классик татарской драматургии, «татарский Островский» Галиаскар Камал (1878–1933), чьим именем назван Татарский академический театр в Казани. Комедия «Беренче театр», как следует из биографических очерков о Галиаскаре Камале, написана под впечатлениям от Первой русской революции 1905 года. В этой комедии показано рождение татарского театра, происходящее в борьбе против реакционеров.

Вот что написано в семиреченской газете о первом мусульманском музыкально-драматическом вечере в Верном.

Многие из исполнителей раньше никогда не видели сцены, однако провели свои роли великолепно. Заслуживают хорошей отметки Рахимджанов и Габитдинов, Рахимова и Абдразакова. Музыкальные номера также были выполнены хорошо. Публики на вечере было очень много. Спектакль закончился в 23.30. Но зрители, увлеченные танцами, играми, оставались до двух часов ночи (Семиреченские областные ведомости, 8 октября 1913 года).

Профессиональный театр в Верном появляется вскоре после Октябрьской революции 1917 года. Первым таким театром стал русский советский театр ( открыт в 1919 году), ставивший драматические и музыкальные спектакли.



24 октября 2013 г. © Алоис Назаров. Перепечатка запрещена.

Количество просмотров страницы: 823


Мы в социальных сетях