Мы в социальных сетях

Главная Об Алматы Интересное событие Об Индии Разные статьи


Алматы весной




»Карта Алматы


Новое: Сколько фонтанов в Алматы?
(10.08.2017)
Сколько лет истории фонтанов Алматы?
(10.08.2017)
Как снимают «Балуана Шолака»
(01.07.2017)

15.04.2014 г. © Алоис Назаров. Перепечатка запрещена.


На вкус и цвет...
(о цветовом пространстве Алматы)

Алматы на карте
Кое-что о колористике

Цвет здания – одна из его неотъемлемых составляющих. Однако в разных архитектурных направлениях и стилях цвету придается разное значение. Например, для эпохи классицизма отмечается скромное место цвета по сравнению с другими средствами выразительности. В модерне цвет – важное средство создания художественного образа здания.

Даже архитекторы в рамках одного стиля к цвету относятся по-разному. Если обратиться к конструктивизму, то, как пишет А. В. Ефимов:

Здания конструктивистов не имеют цветовой обработки, пусть даже подчеркивающей конструктивную суть сооружения. Новая творческая отрицала использование цвета как средства, якобы не связанного с внутренней сущностью вещей (Ефимов А. В.: Колористика города).

Но при этом один из основоположников конструктивизма 20-х годов Моисей Гинзбург придавал огромное значение цвету в архитектуре.

Он пристально изучал все, что делалось в этом направлении за рубежом. В частности, во время посещения Баухауза в Дессау Гинзбург специально интересовался экспериментальными работами по цвету, проводившимися в лабораториях школы. Один из номеров журнала СА [Советская архитектура] за 1929 г. (№ 2) был посвящен проблеме света и цвета в современной архитектуре. В нем были опубликованы статья Гинзбурга «Цвет в архитектуре» и даны примеры цветового решения отдельных интерьеров Дома правительства в Алма-Ате (Хан-Магомедов С.: М. Я. Гинзбург).

При покраске Дома правительства замысел М. Гинзбурга
проигнорировали
Первый дом правительства в Алматы
Оказывается, Гинзбург хотел, чтобы Дом правительства в Алма-Ате был светлым по тону, выделялся на фоне гор и яркого южного неба. Однако это пожелание архитектора не было выполнено, о чем он позднее писал:

По моему замыслу оно должно было быть белоснежным, а в действительности покрыто темно-серой, почти черной штукатуркой. Окраска внутренних помещений и ряд других деталей также ничего общего не имеют с моими указаниями.

Цвет в архитектуре изучается в рамках научного направления колористика – сравнительно новой области научных знаний, с новыми понятиями, теоретическая база изучения которого только формируются. Одна из самых известных работ на русском языке в этой области – книга А. В. Ефимова «Колористика города». Организация цветовой среды города в ней рассматривается в основном на примере Москвы, с привлечением также материала по европейским городам. Есть ли подобная обобщающая работа по колористике Алматы, охватывающая период от развития города вокруг военного укрепления Заилийского до наших дней, мне неизвестно. До сих пор мне попадались лишь фрагментарные сведения по этой теме.


Французский шарм верненского стиля

В дореволюционном Верном, оказывается, была предпринята попытка установить общие правила расцветки зданий. И это была довольно успешная попытка. Вот что по этому поводу написал известный краевед Алматы Владимир Проскурин:

Кафедральный собор в Алматы в наши дни
Кафедральный в Алма-Ате
Стены резиденции военного губернатора Семиреченской области отличались от многих других верненских домов светло-лиловым цветом. А культовые здания, церкви и часовни красились желтой охрой в два тона: стены темно-коричневым; выступающие же части здания – палевым. Стены Туркестанского Собора окрашивались в светло-розовые краски1. Но колонны, карнизы и пилястры выделялись белой известью. Главы церквей мастерили из белой жести, а кресты обязательно золотили. Крыши общественных и гражданских зданий обыкновенно покрывались зеленой краской или в виде чешуи, гонтом, – особой дранкой или щепой. Этот прочный и дешевый способ кровли ныне забыт. Одно ребро гонта тонкое, другое с пазом, для вкладки в него первого. После дождя гонт скорее крепчает, чем гниет. Например, крыши церквей покрывались в виде чешуи или светло-темной шахматной доски, отмеченные суриком по горизонтальным рядам.

По свидетельству Владимира Проскурина, эта система цветов неукоснительно соблюдалась. А разработал ее городской архитектор Поль Гурде. Выходец из Франции, которого в Верном на русский манер именовали Павлом. Если сведения, приводимые Проскуриным, верны, то свой колористический стиль в Верном появился еще в дореволюционный период, ориентировочно в конце XIX века.


Революция цвета

В упомянутой выше работе А. В. Ефимова отмечено, что планомерное воплощение проектных замыслов колористики города – явление весьма редкое.

Наиболее раннее из известных нам попыток – создание цветового плана Турина в середине XIX в. с последующей его реализацией в течение нескольких десятилетий. В начале нашего столетия К. Малевич пытался привить новую эстетику супрематизма исторически сложившемуся городу (Витебск, 1917 г.), а несколько позднее члены Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА) выдвинули идею создания нового цветового облика Москвы окраской зданий в масштабе всего города. По их замыслу, цвет должен был объединить фасады многих зданий в пределах улиц, а не акцентировать отдельные.

Новаторские идеи, рождавшиеся в среде московских архитекторов, нередко оказывали влияние и на архитекторов, работавших в других городах Советского Союза, в том числе и на проектировщиков в Алма-Ате. Найденные мной в алма-атинской периодике 30-х годов материалы позволяют предположить, что идеи АСНОВЫ в колористике нашли определенный отклик и в цветовом оформлении улиц Алма-Аты.

О том, как было организовано цветовое пространство столицы советского Казахстана в середине 30-х годов, можно узнать из опубликованного на страницах газеты «Социалистическая Алма-Ата» письма двух маляров – П. И. Корниенко и В. С. Рычкова. Приведу его текст полностью.

Чтоб улица столичная играла...

Мы строим столицу союзной республики. О новой Конституции2, в которой говорится о том, что Казахстан будет в числе союзных республик, есть что сказать нам, строителям. За строительство столицы одинаково отвечает и архитектор, и инженер, и каменщик и штукатур, и маляр.

Как будем отделывать свою столицу? Надо так работать, чтобы улица столичная играла.

В городе словно помешались на охре, как будто и нет другой краски. Красят охрой стены, входные двери, оконные переплеты. На каждой улице – однообразный «палевый» цвет. Верно, дешево это обходится, но не к лицу столице будущей союзной республики.

Надо понимать красоту в строительном деле. Наш город – не город, а настоящий сад. Яркая зелень и солнце. Надо считаться с природой, тем более что эти условия можно использовать для создания прекрасного города. Нужно прогнать со зданий Алма-Ата3 рыжую охру, расцветить их радостными красками. На зеленом фоне так чудесно будут выглядеть дома, окрашенные в светлые тона. Одинаково хорош и светло-голубой цвет, и светло-бирюзовый. Фундамент, отделанный под гранит, будет придавать новым зданиям солидный вид.

Надо прогнать пестроту и бесвкусицу с улиц столицы. При планировке улиц и проспектов обязательно предусматривать, по возможности выдержанную в одном стиле, раскраску зданий, чтобы одинаково радостно было пройти до новому городу и в яркий солнечный день, и ночью, когда электрический свет зальет широкие, обрамленные зеленью улицы.


Уже невозможно сказать, было ли это письмо действительно «криком души» двух простых маляров или же состряпано в редакции с подачи городских властей с целью подготовки общественного мнения к предстоящим изменениям в цветовом оформлении города. В письме в кратком виде представлена программа этих изменений, которые в случае ее реализации имели бы революционный характер, поскольку явились бы решительным отходом от привычного верненского стиля.

Через два года изменения уже были зрительно осязаемы. Узнать об этом можно из статьи некоего Л. Борисова.

Цвета города

99 процентов домов города до сих пор были окрашены а уныло-однообразную желтую краску. Поэтому нельзя не приветствовать большое начинание отдела благоустройства – окраску к 1 мая всех строений по особым цветам, присвоенным каждой улице. Так, например, дома по ул. Гоголя окрашиваются в голубой цвет, по ул. Абая в сиреневый, по ул. Горького4 в желтый, по ул. Фурманова в розовый, и т. д.

Уже свыше 1000 строений переменили свой цвет, сразу стали красивее сами и украшивают свою улицу.

Но сейчас, пока еще есть время, нужно указать отделу благоустройства на ошибки, вполне устранимые в два-три дня. Если дома по ул. Гоголя окрашены кое-где в более темную, а кое-где светлую голубую краску, – это еще не так страшно. Но если дом, стоящий на углу, вдруг засиял всеми цветами радуги, то это уже просто безобразно. А таких примеров мы можем привести десятки.

В районных коммунальных отделах не могут дать домоуправлениям точную директиву: как красить угловые дома. И поэтому мы видим в самом центре города – на на углу ул. Фурманова и Гоголя дом артели им. Шаумяна, одна сторона которого розовая, другая голубая; детский магазин на углу ул. Абая и Гоголя5 тоже блещет разными стенами, также угловой дом и на квартал ниже, и много им подобных.

Городскому отделу благоустройства следует разъяснить домоуправлениям нелепость этого дела и установить точный порядок окраски домов. Следует также проконтролировать качество окраски. Ибо есть такие дома, как та же мастерская артели им. Шаумяна, стены которой фактически не покрашены, а покрыты вдоль и поперек отвратительными пятнами.

Как видно из этой публикации, новаторская идея в цветовом оформлении улиц, являющаяся, на мой взгляд, отголоском идей московских архитекторов, кое-кому из горожан пришлась по душе. Возможно, даже многим. Однако через два месяца это нововведение было раскритиковано алма-атинскими архитекторами. В июле 1938 года в издававшейся в Москве «Архитектурной газете» появляется информационное сообщение под заголовком «Безобразия в застройке Алма-Аты». В нем говорилось о состоявшемся в Алма-Ате общем собрании архитекторов, обсудивших отчет правления своего профессионального союза.

«Досталось» на этом собрании и нововведениям в цветовом оформлении зданий.

Крайне характерен и принцип окраски зданий, принятый в Алма-Ате. Цвета раскраски были разделены… по улицам. Таким образом здания раскрашивались не в зависимости от их архитектурных особенностей, а по территориальному признаку.

Приведенные сведения хорошо показывают, что в Алма-Ате подход к цветовому оформлению зданий претерпевал изменения. И что на этом пути были поиски, порой неудачные, новых решений. Изучение документов по благоустройству города, отложившихся в архиве, позволило бы полнее осветить колористику Алма-Аты в развитии.


Комментарии

1В главной книге по строительству Туркестанского кафедрального собора (1904–1907) упоминаний о закупке розовой краски нет. В то же время зафиксирована покупка одного пуда охры желтой. Если, конечно, не принять, что для покраски стен использовали купленный сурик в количестве 1 пуда 30 ф., то не совсем понятно, о каком кафедральном соборе пишет В. Проскурин – о том, что стоит ныне в парке, или об одном из его не сохранившихся предшественников.

2Новая конституция – речь идет о Конституции СССР, принятой 5 декабря 1936 года. Ее обычно называют Сталинской, поскольку председателем комиссии по ее разработке был Иосиф Сталин. Проект этой Конституции был опубликован для широкого обсуждения 12 июня 1936 года. В статье 13 второй главы «Государственное устройство» за Казахской республикой закреплен статус союзной республики. Отсюда словосочетание в тексте – «мы строим столицу союзной республики».

3По крайней мере в прессе 1930-х годов название столицы Казахстана писалось как «Алма-ата» и не изменялось по падежам.

4Улица Горького – прежнее название улицы Жибек жолы.

5Угол улиц Абая и Гоголя – до 1960 года улицей имени Абая была нынешняя улица имени Тулебаева. Поэтому в описываемое время улицы Абая и Гоголя пересекались.


Использованная литература

Безобразия в застройке Алма-Аты // Архитектурная газета, 3 июля 1938 года.

Вознесенский кафедральный собор. – Алматы, 2001.

Ефимов А. В. Колористика города. – М., 1990.

Корниенко П. И., Рычков В. С. Чтоб улица столичная играла // Социалистическая Алма-Ата, 21 июня 1936 года.

Проскурин В. Н. Алма-Атинские дворики // Алма-Атинские дворики: Краеведческие статьи, эссе, рассказы. – 2-е изд. – Алматы, 2009.

Ситникова Н. В. Колористика как основа формообразования в архитектуре. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Барнаул, 2010.

Хан-Магомедов С. М. Я. Гинзбург. – М., 1972.

Шамраева Е. Ю. Колористика московской архитектуры эпохи модерна. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 2004.



15.04.2014 г. © Алоис Назаров.

Количество просмотров страницы: 1059


Мы в социальных сетях