ALNAZ.RU »ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ

Главная Об Алматы Интересное событие Об Индии Разные статьи


Алматы весной






Новое:
Верный и верненцы в романе-эпопее «Путь Абая»
(02.03.2020)
Сколько фонтанов в Алматы?
(10.08.2017)
Сколько лет истории фонтанов Алматы?
(10.08.2017)

Поделиться:

14.11.2013 г. Copyright © Алоис Назаров. Перепечатка запрещена.



За кулисами портретной галереи

История тенге

Их знает в лицо вся страна

Почти все купюры тенге первого поколения как законное средство платежа прожили относительно недолго. Выдача банкнот номиналом 1, 3 и 5 прекращена с 1 августа 2000 года, банкнот номиналом 10, 20 и 50 – с 1 ноября 2000 года. С 15 ноября 2006 года они были полностью изъяты из денежного обращения. Эти банкноты – уже история. И хотя недавняя, но, по-видимому, подзабытая большинством из нас. Поэтому нелишним будет вспомнить, как они выглядели.

Основа валюты – 1 тенге. На купюре изображен портрет великого ученого аль-Фараби, которого знает и Восток, и Запад. На обороте – построения и формулы аль-Фараби. Лицевая сторона – синяя, оборотная – розовая.



На купюре достоинством в 3 тенге размещен портрет народного акына Суюнбая, на обороте – пейзаж Алатау. Банкнота выполнена в серо-зеленом (лицевая сторона) и зеленом (оборотная сторона) цветах.



На купюре номиналом 5 тенге портрет народного композитора Курмангазы. На оборотной стороне изображен мавзолейный комплекс. Лицевая сторона – коричневая, оборотная – желто-красная.



На банкноте в 10 тенге портрет казахского просветителя Чокана Валиханова. На обороте – пейзаж с видом на горы «Ок жетпес». Преобладающий цвет лицевой стороны –темно-зеленый, оборотной – зеленый.



На купюре в 20 тенге портрет Абая. На обороте – беркутчи с беркутом. Эти образы заимствованы из произведений Абая Кунанбаева. Преобладающий цвет лицевой стороны – темно-коричневый, оборотной – коричневый. Изначально планировалось выпустить купюру номиналом в 25 тенге, но по совету английского экономиста доктора Л. С. Пейна ее заменили на 20-тенговую.



Банкнота в 50 тенге. На ней портрет Абулхаир хана. На оборотной стороне изображены наскальные рисунки Мангиста, отражающие древние искусства Казахстана.



100-тенговая банкнота. На ней изображен Абылай хан, на оборотной стороне – мавзолей Ходжи Ахмеда Ясауи. На лицевой стороне преобладает фиолетовый цвет, на оборотной – розовый. В 2001 году был выпущен в обращение новый вариант банкноты, на лицевой сторон которой в левом верхнем углу изображение розетки специальной цветоменяющейся краской заменено краской «золотой интаглио» без эффекта изменения цвета.



Все последующие банкноты новых номиналов (200, 500, 1000, 2000 и 5000 тенге) до 2006 года, как известно, выпускались с профилем аль-Фараби. Сложно сказать, чем это было вызвано. Возможно, это снижало себестоимость производства денег, а возможно, еще и потому, что образ аль-Фараби – нейтральный.




Рождение портретной галереи

Художник Хайрулла Габжалилов в Лондоне, 1992 год
История тенге

Будущие деньги художники рисовали полтора месяца. Всего было подготовлено четыре варианта: 1) без портретов; 2) со сложным казахским орнаментом; 2) купюры, напоминающие доллар и голландские гульдены; 4) с портретами. Именно на последнем и решили остановиться.

При выборе портретной концепции учитывались многие факторы. Прежде всего привычность, традиционность таких денег для бывших советских людей. Как известно, на советских деньгах выпуска 1947 и 1961 годов был портрет В. И. Ленина. Деньги с портретами труднее поделать. Принимались во внимание и воспитательный, исторический, политический аспекты. Вообще, по виду денег можно определить государственную политику и национальную идеологию.

Отбор личностей был сделан с оглядкой на родоплеменные дела, таким образом, чтобы не обделить ни один регион.

Как вспоминает Х. Габжалилов, для ускорения работы, чтобы не собирать заключения ученых-историков, разработчики дизайна тенге брали изображения из книг, решив, что книгам, проходившим в советское время научную экспертизу, можно доверять.

После того как эскизы банкнот и монет были готовы, их показали президенту и получили «добро». В августе 1992 года образцы банкнот утвердили на правлении Нацбанка. В ноябре того же года о подготовке национальной валюты поставили в известность правительство, которое и утвердило окончательно эскизы банкнот.

Один из отклоненных вариантов 50-тенговой банкноты
История тенге

В истории появления портретной галереи есть и малоизвестные факты. Так, в числе вариантов был и портрет президента Казахстана на 50-тенговой купюре. Но сам Н. А. Назарбаев этот вариант отклонил, так как это могло вызвать нежелательные ассоциации в цивилизованном мире. (На тот момент деньги с портретами здравствующих руководителей имелись только в африканских странах. Позже к ним присоединился Туркменистан с портретом Туркменбаши на манатах.)

К 5-летию независимости Х. Габжалилов и М. Айлин подготовили в Англии коллекционные банкноты с портретом президента Казахстана и изображением его резиденции на обороте. Такие купюры в ограниченном количестве выпускают во всех странах и раздают как сувениры во время протокольных встреч в верхах. Их запаивают в оргстекло и украшают стол, стены. Но Нацбанк почему-то задержал их выпуск, и труд пошел насмарку.

В процессе изготовления эталонных образцов случился казус. Английский гравер выполнил портрет Аблайхана с перекошенным лицом. Когда образцы привезли в Алматы, то из-за этого в Нацбанке поднялся шум. Но времени на переделку не было. И тогда Х. Габжалилов смог убедить, что портрет можно выправить, углубив тень на одной стороне лица, продемонстрировав это, нарисовав тень прямо на деньгах. В итоге купюру одобрили, но с замечаниями.

На данный момент в Казахстане полностью ушли от портретной концепции денег. Дольше всего продержались банкноты в 100 и 5000 тенге любого года. На первой, как известно, изображен Аблайхан, на второй – аль-Фараби. С последним портретом дело обстоит не так просто. По мнению известного художника Еркина Нуразхана, образ аль-Фараби на тенге не есть его истинный портрет, а является лишь произведением искусства, появившимся благодаря фантазии художника.


Модерн, взращенный традициями

В 2006 г. в оборот выпущены тенге нового поколения, которыми мы пользуемся ныне. Их концепция заметно отличается от банкнот первого поколения.
Сам дизайнер тенге, Мендыбай Алин, стиль банкнот определяет скорее как «модерн, взращенный традициями».

Наиболее броская черта – исчезли портреты. Разработчик нового дизайна объясняет это как стремлением следовать новым тенденциям в развитии оформления денег, так и обеспечением их нейтральности. Действительно, все евро лишены портретов. От портретов решила отказаться и Швейцария. Нет и не было портретов на банкнотах постсоветской России. С другой стороны, деньги не должны быть инструментом политической игры, а должны служить делу объединения нации, ее единства. А получалось, что появление на купюре портрета уважаемого человека, принадлежащего к тому или иному жузу, краю, городу, вызывало вопросы и несогласие представителей другого.

Нельзя не увидеть то, что лицевая сторона банкнот 2006 года стала унифицированной. Она на банкнотах разного номинала отличается в основном цветом и обозначениями самих номиналов. Остальное – почти все одинаковое. Это государственные символы Казахстана – герб и флаг. Появился фрагмент нотного стана с гимном (расположен за цифровым обозначением номинала). Центром всей композиции является монумент «Астана-Байтерек» – символ мира и согласия. Имеенно из-за него изображения на лицевой стороне расположены по преимуществу по вертикали.

История тенге

Самый интересный и необычный элемент, появившийся на новых купюрах – раскрытая ладонь. Личный опыт показывает, что многим казахстанцам смысл этого рисунка не совсем понятен. Многие полушутя-полусерьезно говорят, что это – рука президента. Хотя этот элемент заставляет вспомнить и об известном выражении «Дающего рука не оскудеет» (развилось из библейского «Дающий нищему не обеднеет»). В действительности же, художник решил выразить через раскрытую ладонь идею открытости, дружелюбия, готовности к диалогу, полагая, что это должно быть понятно людям всего мира. Однако для многих простых людей, по крайней мере в Казахстане, заложенный в рисунок смысл не столь очевиден и понятен. На новых банкнотах, введенных в обращение после 2006 года, этой ладони нет.

Оборотная сторона всех купюр 2006 года также имеет переходящие элементы – контур карты Казахстана, логотип Национального банка, подпись его председателя. Прочие же изображения – разные. Они на каждой купюре передают как архитектурные сооружения, так и к природные зоны. На 10000-й купюре – на переднем плане резиденция президента Республики Казахстан «Акорда», на заднем плане каньоны. На 5000-й – на переднем плане вершина монумента независимости, здание гостиницы «Казахстан», расположенные в Алматы, на заднем плане горы. На 2000-й – на переднем плане здание оперного театра им. Абая в Алматы, на заднем плане горное озеро. На 1000-й – на переднем плане здание Президентского центра культуры, на заднем плане горы. На 500-й – на переднем плане здание Министерства финансов РК, здание акимата г. Астаны, на заднем плане чайки над морем. На 200-й – на переднем плане здание Министерства транспорта и коммуникаций РК и один из крылатых барсов, установленных на мосту через реку Ишим в столице Астане, на заднем плане здание Министерства обороны РК и степи.

Руководители Нацбанка говорят, что во всем мире норма для дизайна денег – семь-восемь лет. Очевидно, работа над новым дизайном бумажных тенге идет в режиме none-stop.



14.11.2013 г. Copyright © Алоис Назаров. Перепечатка запрещена. При написании использовалась книга Х. Габжалилова «Тенге» (Алматы, 2003)