Мы в социальных сетях

Главная Об Алматы Интересное событие Об Индии Разные статьи


Алматы весной




»Карта Алматы


Новое: Сколько фонтанов в Алматы?
(10.08.2017)
Сколько лет истории фонтанов Алматы?
(10.08.2017)
Как снимают «Балуана Шолака»
(01.07.2017)

23.08.2014 г. © Алоис Назаров


Церкви города Верного. Вступление

Церкви Верного

Алматы (бывший Верный) на карте
Если бы читатели знали область моих творческих интересов в 90-е годы, то они бы не удивились тому, что я пишу на тему «Верный православный». Мой интерес к краеведению начался как раз с изучения истории церквей г. Верного.

В начале 90-х я задумал осуществить большое исследование о тенденциях выбора личных имен новорожденным в Верном/Алма-Ате/Алматы. Известный декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятый 20 января (2 февраля) 1918 г., провозгласил: «Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений». А до этого акты гражданского состояния (рождение, брак и смерть) находились в ведении учреждений религиозного культа (церквей, мечетей и др.). Духовенство акты гражданского состояния вносило в реестр, получивший название «метрическая книга».

Первой моей задачей, таким образом, было выявление круга метрических книг, которые необходимо просмотреть и сделать выписки имен оттуда . Поэтому с самого начала надо бы выяснить, какие приходы существовали в дореволюционном Верном в каждый интересующий меня отрезок времени. Вот с этого и начался мой путь в краеведение.

Лист метрической книги из ЦГА РК
Церкви Верного
За время сбора материала по именам жителей Верного я попутно собрал кое-что по истории православных церквей не только Верного, но и Верненского уезда, Семиреченской области. При этом меня интересовали преимущественно те церкви, которые вели метрические записи о рождении (некоторые церкви этим не занимались). Большинство документов по учреждениям религиозного культа в дореволюционном Казахстане сосредоточены в Алматы – в Центральном государственном архиве Республики Казахстан (ЦГА РК).

Когда-то (еще в советское время) было принято решение собрать все документы по дореволюционному периоду в ЦГА КазССР. С одной стороны, это удобно тем исследователям, которые изучают историю Казахстана без привязки к конкретному региону. Не надо ездить по областным архивам, так как все, что необходимо, собрано в одном месте. С другой стороны, это ущемляет краеведов и историков на местах – им надо ехать в Алматы.

В постсоветское время практике передачи документов по дореволюционному периоду в ЦГА РК положили конец. Поэтому метрические книги за 1910-е гг. были переданы либо в городские, либо в областные архивы. А передавались они из органов ЗАГС. Еще в СССР существовало правило, что все акты гражданского состояния в органах ЗАГС должны храниться 75 лет, а потом передаваться на хранение в государственный архив. Это правило сохранили и в постсоветском Казахстане. На момент распада СССР органы ЗАГС Алматы были хранителями метрических книг за 1910-е гг. Их они передали не в ЦГА РК, а в ЦГА Алматы.

Метрические книги сами по себе – ценный исторический источник. Прежде всего по генеалогии (по истории семей), по ономастике (изучение личных имен и фамилий). По метрическим книгам можно выявить и причт конкретных церквей, то есть состав лиц, служивших в них. Хотя для этого лучше подходит такой вид документов, как клировая ведомость.

Лист клировой ведомости. Фото из Интернета
Церкви Верного
Клировая ведомость – документ о службе лиц духовного сословия. Он составлялся ежегодно и обычно значительную долю фондов церквей в архивах составляют клировые ведомости. Клировая ведомость – один из основных типов документов для изучения истории церквей. Чтобы понять это, надо знать структуру клировой ведомости. Первая часть содержит сведения о здании церкви, о церковном имуществе и доходах, о наличии школы и богадельни. Вторая часть – послужные списки причта. В третьей части приводятся статистические данные по приходу.

Кроме этого, интерес представляют отложившиеся в фондах архивов по церквям исповедные росписи, собрания указов и предписаний Синода и епархиальной консистории, брачные обыски и прочие виды документов.

Документы в фондах по церквям, кроме метрических книг, я смотрел лишь выборочно, так как моей задачей не было всестороннее изучение истории верненских церквей. Но и тех выписок, что сделал, достаточно для краткой характеристики конкретных церквей и их приходов. При этом, разумеется, есть необходимость обращаться за установлением тех или иных фактов и к публикациям других краеведов.

Материал дается в виде отдельных очерков. Каждой церкви посвящен очерк, опирающийся в основном на данные клировых ведомостей за 1875 и 1908 г. Это позволяет увидеть православие в Верном в развитии. В 1875 г. количество церквей, обслуживавших православных Верного и близлежащих Больше-Алматинской станице и Мало-Аматинском выселке, было незначительным. Такая же ситуация – и через почти 15 лет.

После того, как на Рождество Христово в 1889 г. в Туркестанском кафедральном соборе случился пожар, семиреченский областной инженер В. Шишкин подготовил доклад, в котором написал о крайнем недостатке церквей в г. Верном.

Имеется настоятельная надобность в сооружении этого рода зданий как для удовлетворения потребностей религии, так и для избежания сильного скопления людей (в единственной в городе Покровской церкви), могущего вызывать распространение болезней.

(Дело 191, опись 1, фонд 153 ЦГА РК. Туркестанский кафедральный собор. О возобновлении собора после пожара)

Областной военный инженер считал необходимым вместо больших храмов приступить тот час же к сооружению небольших деревянных церквей (на 300–400 человек), которые следует размещать в разных местах Верного, сообразно удобствам. Он полагал возможным возвести их в самый краткий срок – к осени текущего года.

Еще раньше, из-за недостатка церквей в Верном, военный губернатор Семиреченской области Г. А. Колпаковский чуть не совершил тяжкий грех. Об этом эпизоде в истории Верного известно из дела 50259 описи 1 фонда 44 в ЦГА РК.

На начало весны1871 г. в Верном существовала всего одна церковь, способная вместить 450–500 человек. Между тем, православное население города, не считая войск, расположенных в казармах, насчитывало 6992 человека. Поэтому 14 марта 1871 г. жители Больше-Алматинской станицы и выселка Мало-Алматинского на сходе приняли решение обратиться к военному губернатору с просьбой перенести деревянную церковь из Больше-Алматинской станицы в Мало-Алматинский выселок и приступить к строительству на ее месте новой, каменной церкви.

В реалиях того времени строительство затянулось на несколько лет. Потребовалось несколько месяцев и на то, чтобы перенести церковь в Мало-Алматинский выселок и приступить в ней к богослужениям. Временную же церковь разместили в новом казарменном здании на территории крепости. Пока нижние чины находились в лагере за пределами церкви, это было возможно. Но приближались холода, солдаты вот-вот должны вернуться в казарму, а она занята под церковь…

Г. А. Колпаковский
Колпаковский
Чтобы решить эту проблему, Г. А. Колпаковский направил 4 октября 1871 г. письмо благочинному протоиерею Бенедиктову с просьбой о переносе временной церкви из казармы в новостроящуюся церковь в Мало-Алматинском выселке.

В тот же день протоиерей Бенедиктов дал письменный ответ с разъяснением, что перенос церкви возможен лишь после освещения церкви на ожидаемом новом св. Антиминсе. Поясню, что Антиминс – это льняной или шелковый плат с изображением сцены положения Христа во гроб и четырех евангелистов, в который вшита частица мощей какого-либо святого.

Ответ не устроил Колпаковского и в новом письме Бенедиктову от 6 октября 1871 г. он уже потребовал переноса богослужения из временной церкви в казарме в церковь выселка Мало-Алматинского.

Бенедиктов, как и в прошлый раз, ответил оперативно, в тот же день. Он разъяснил, что виновный в освещении храма без особого на то благословения епископа, как презритель епископской власти, подвергается извержению (то есть лишению священного чина, сана). То же самое происходит и за упразднение храма. Бенедиктов выразил надежду, что Колпаковский «не впадет в тяжкий, ведомый грех, а дождется св. Антиминса и архипастырского благословения на освещение малоалматинской церкви».

Очевидно, этот ответ подействовал и от Колпаковского больше не было писем с просьбой об ускорении переноса церкви из казармы в выселок.

Ссылки на новые очерки по истории православных церквей в дореволюционном Верном будут появляться и на этой странице, и на главной странице раздела, посвященного Верному/Алма-Ате/Алматы.

О каких церквях будут очерки? Постараюсь охватить максимум возможного – Кафедральный собор (в разные годы им были разные храмы), церковь в нынешней Малой станице, Троицкая, Покровская, Николаевская на Зубовской площади, Софийская, приютская. Хотя перечисленными список православных церквей Верного не ограничивается.



23.08.2014 г. © Алоис Назаров.

Количество просмотров страницы: 2609


Мы в социальных сетях