Мы в социальных сетях

Главная Об Алматы Интересное событие Об Индии Разные статьи


Алматы весной




»Карта Алматы


Новое:
Верный и верненцы в романе-эпопее «Путь Абая»
(02.03.2020)
Сколько фонтанов в Алматы?
(10.08.2017)
Сколько лет истории фонтанов Алматы?
(10.08.2017)

Поделиться:

10.10.2014 г. © Алоис Назаров (верстка, дизайн, предисловие, комментарии). Перепечатка запрещена.


1930-е годы (3)

Алматы на карте
Предлагаю еще один взгляд современников на проблемы архитектурного проектирования в Алма-Ате в 1930-е годы. Авторы размещаемой ниже статьи – архитекторы.

Симкачев, Константин Федорович. 1907 года рождения. Работал в Казгоспроекте, преподавателем строительного техникума. Был секретарем правления Архитектурного фонда Открывшийся в 1938 году роддом на углу улиц Кирова
[?]Сейчас улица Богенбай батыра.
и Узбекской
[?]Сейчас проспект Сейфуллина.
построен по его проекту. Погиб на фронте во время Великой Отечественной войны.

Об А. Стреминове я на сегодняшний день знаю только то, что он проектировал фасады нынешнего здания консерватории, построенного по типовому проекту школы (это здание упоминается ниже в статье), и школы на улице Фурманова, построенной в 1939–1940 годы (очевидно, это школа № 56 на углу улиц Фурманова и Жамбыла). В «Государственном списке памятников истории и культуры местного значения города Алматы» А. Стреминов указан и как автор проекта здания бывшей Казгеологии (угол улиц Фурманова и Толе би). Однако в списке новостроек Алма-Аты 1932–1947 годов, который можно найти в фонде Союза архитекторов Казахстана Центрального государственного архива РК, автором этого здания указан Г. П. Кушнаренко.

Вопрос вызывает правильное написание фамилии А. Стреминова. В подписи к публикуемой статье – «Стреминов». В списке новостроек Алма-Аты, найденном в фонде Союза архитекторов Казахстана, – также «Стреминов». В «Государственном списке памятников истории и культуры местного значения города Алматы» – «Стременов» и «Стременков». Вероятно, всё же правильно: «Стреминов».

Слова, которые, возможно, не очень понятны, снабжены комментариями. Чтобы прочитать комментарий, наведите курсор на знак вопроса в квадратных скобках.

***

В плену кустарщины
[?]Кустарщина – несовершенная, примитивная, неорганизованная деятельность.
(«Социалистическая Алма-Ата», 17 сентября 1936 года)

Дом наркоматов (министерств). Угол улиц Фурманова и Советской
[?]Сейчас улица Казыбек би.

Алма-Ата. Дом нарокоматов (министерств)

На перекрестие улиц Советской
[?]Ныне – улица Казыбек би.
и Фурманова нам встретился старик лет шестидесяти. Он стоял возле постового милиционера на гладком, блестящем асфальте мостовой. Справа, старик сидел громаду – дом наркоматов, слева – новое здание построенной в прошлом году образцовой школы им. Сталина
[?]Сейчас здесь лицей № 28 им. М. Маметовой.
. Старик удивленно разводил руками, щурил глаза от яркого сентябрьского солнца и все повторял:

– И ведь экое сделали с городом! Экое сделали...

Оказалось, что старик – верненский
[?]Прилагательное от название города до 1921 года – Верный.
старожил. Шесть лет назад уехал из Алма-Ата. Теперь вернулся и заново знакомится с городом, в котором прожил полвека. Он не узнает свой родной город.

Лицо столичного города
[?]В то время Алма-Ата была столицей Казахстана.
сказочно меняется. Сотни миллионов рублей, вкладываемые государством в строительство столицы Казахстана, перевоплощаются в новые многоэтажные здания, в ровные, блестящие асфальтовые ленты па улицах и площадях. Огромные ассигнования на строительство Большой Алма-Ата
[?]В то время, когда опубликована статья, название города не склонялось.
налагают и чрезвычайно большую ответственность на строителей столицы, на отдельных людей и организация, выполняющие это почетное задание. Основное требование – строить быстро, дешево и красиво, выстроить новый город-столицу, достойную своего славного народа. К сожалению, очень часто наши проектировщики и строительные организации забывают эти основные требования, работают бесцельно, беспредметно, только ради того, чтобы дать приемлемые количественные показатели выполнения программы, совершенно не заботясь о стиле новых зданий и улиц, о своем особенном и прекрасном лице нового города, o том, чтобы карандаш архитектора, вычерчивающего мельчайшие детали проекта, сумел отразить могучий рост национальной республики, а трудолюбивый строитель претворил эту идею| в жизнь.

Яркий пример такого отношения к делу – проектировка зданий хореографической школы
[?]Речь идет о здании, в котором сейчас консерватория (Абылай хана, 88).
и музыкально-драматического техникума. Оба здания строятся по одному проекту. Проектная организация получила, от Комитета по делам искусств заказ – в пятидневный срок переделать типовой проект школы. В обстановке невероятной спешки архитекторам пришлось работать над внутренней перепланировкой здания и оформлением фасада. Два здания, имеющие совершенно различные цели, до малейших деталей повторяют друг друга. Нет и намека на специфику этих зданий, на композицию их с внешним окружением. Вот результаты спешки я грубой кустарщины, характерной, кстати, для наших проектировочных организаций.

В здании консерватории первоначально находилось хореографическое училище
Алма-Ата. Консерватория

О бесплановости строительства в столице и случайном размещении новых зданий, каждое из которых должно в известной мере характеризовать лицо нового города, говорят многочисленные примеры. Достаточно изучить размещение хотя бы вновь строящихся культурных учреждении. Они все смещены к центру города. В то время, как па окраинах нет ни одного кино.

Причины такого положения кроются и порочности всей системы планирования и выполнения проектировочных работ. Разрозненность и полное отсутствие коллективного, подчиненного единому плану, творчества – вот что характеризует работу людей и организаций, работающих над осуществлением генерального плана реконструкции столицы Казахстана.

По существующим издавна традициям составление проекта любого из вновь строящихся зданий поручается одному архитектору. Он независимо ни от чего распоряжается на своем планшете, на кальке. Проектировщику, работающему над архитектурным оформлением здания хореографической школы, нет никакого дела до того, что, как и когда будет строиться на соседнем квартале, на улице, расположенной рядом.

Нужно решительно покончить с такой «системой» в архитектурно-проектировочных работах. Для лучшего разрешения архитектурных задач, для плодотворной работы над созданием законченного стиля города необходимо в основу всего положить планировочную работу над целыми группами сооружении. Только при этом условии можно создать правильную композицию кварталов, улиц и площадей, разрешить задачи, которые поставлены перед строителями Большой Алма-Ата.

Кустарщина и беспомощность в архитектурно-планировочных работах проявляется еще и в чрезмерном увлечении типизацией проектов, шаблоном, который должен быть решительно осужден. В нынешней году и Алма-Ата построено десять школ. Они построены по двум типовым проектам. Школу, выстроенную на проспекте Сталина
[?]Ныне проспект Абылай хана.
, ничем не отличить oт школьного здания на ул. Калинина
[?]Ныне улица Кабанбай батыра.
. Школа на Ташкентской аллее
[?]Ныне проспект Райымбека.
до мельчайших деталей повторяет здание школы, расположенной на улице Карла Маркса
[?]Ныне улица Кунаева.
. А ведь у нас были возможности для того, чтобы строить все школы по различным проектах, строить так, чтобы одно школьное здание спорило с другим по своей красоте, чтобы каждое из них гармонировало с окружающими строениями, четко завершая перспективу улиц. Это замечание относится не только к школьным зданиям, а, пожалуй, и к подавляющему большинству городских строек. Пора понять, что эта чрезмерная типизация и шаблон, это механическое повторение однообразных капителей, унылых портиков и незатейливых пилястров, которые можно встретить и на школьном здании, и на постройке жилого дома, сводят, в конце-концов, к нулю почетные задачи, стоящие перед архитекторами и строителями, создающими столицу Казахской республики.

Нужно предостеречь наших проектировщиков и от раболепного преклонения перед творчеством больших мастеров Москвы, Ленинграда и других крупнейших центров Советского Союза. У нас есть многочисленные примеры слепого подражания, приводящего к далеко не блестящим результатам. Чего стоят, например, лепные барельефы и скульптурные кони в проекте Дома культуры, кони, тщательно скопированные с монументов Аничкова моста в Ленинграде!

Столице Казахстана нужен собственный стиль, свое разрешение архитектурных проблем.

В борьбе за создание прекрасного облика нашего города большой и решающей силой должен стать местный союз советских архитекторов. Он объединяет немало работников высокого и благородного искусства. Большинство архитекторов, работающих в Алма-Ата – молодежь, полная сил и желания работать, творить. Но союз архитекторов, существующий с 1934 года, не сумел даже поверхностно изучить свои кадры, посмотреть, что можно с ними делать.

Значительную долю вины за хаотичность в строительстве города можно отнести именно на эту организацию. Ведь она создана для того, чтобы бережно растить новые кадры, серьезно и углубленно работать с людьми и, бесспорно, оказывать практическую помощь в строительстве столицы.

Сейчас город готовится к новому году, к освоению многомиллионной строительной программы. B городских и краевых организациях разрабатываются контрольные цифры на 1937 год. Пока что. этой горячей подготовки не чувствуется в планировочных и проектных организациях. А это заставляет опасаться, что позднее снова начнется спешка, снова над всем будут довлеть кустарщина и коммерческие расчеты.

Пора уже сегодня серьезно подумать над сроками и методами выполнения заданий по проектированию строек 1937 года. Именно сейчас, и ни днем позже, нужно решать основные вопросы организации архитектурных и проектировочных работ в столице Казахстан.

Архитекторы К. Симкачев и А. Стреминов



10.10.2014 г. © Алоис Назаров (верстка, дизайн, предисловие, комментарии). Перепечатка запрещена.

Количество просмотров страницы: 4036


Мы в социальных сетях