Индийский дневник: Архитектурные жемчужины Агры






Смотрите карту Агры

Тадж-Махал
Тадж-Махал
Тадж-Махал
С XVI по XVIII века Агра была столицей Могольской империи. Тогда в Агре были построены все наиболее выдающиеся памятники той эпохи. Среди них прежде всего Тадж-Махал – одно из современных чудес света, памятник, ставший главным архитектурным символом Индии. Именно сюда стремятся попасть все, кто приезжает в эту страну в первый раз. Британский путешественник Эдвард Лир, побывавший в Индии в середине XIX века, написал в своем дневнике: «Все люди в мире делятся на две группы – те, кто видели Тадж-Махал, и те, кто не удостоился этого счастья».

Если вам удастся попасть в Индию и в Тадж-Махал, то наверняка услышите от экскурсовода следующую романтическую историю. Еще в 15 лет наследный принц, будущий император Шах-Джахан встретил и полюбил Арджуманд Бану Бегам. По одной версии, она была из бедной семьи. По другой – знатного происхождения, дочерью главного министра императора. Однако принца ждал традиционный брак с персидской принцессой. И все же, законы ислама позволяют мужчине иметь несколько жен, и в 1612 Шах-Джахан женился на своей возлюбленной. Свадебная церемония могла состояться лишь при благоприятном расположении звезд. Поэтому Шах-Джахану и его невесте пришлось дожидаться целых пять лет, в течение которых они ни разу не виделись. Вскоре после свадьбы Арджуманд получила новое имя Мумтаз-Махал – «Возвышенная избранница дворца».

Мумтаз-Махал и Шах-Джахан
Тадж-Махал
Тадж-Махал

На престол Шах-Джахан взошел в 1628. У него был большой гарем, но единственной женой, на которую он обращал внимание, была Мумтаз-Махал. Она сопровождала его даже в далеких военных походах, стойко перенося все тяготы вместе с мужем, и была единственным человеком, которому он полностью доверял и даже советовался с ней. За 17 лет счастливого супружества у них родилось 13 детей. Но в 1629 его настигло горе: Мумтаз-Махал не пережила тяжелых родов 14-го ребенка. Перед смертью Мумтаз-Махал просила Шах-Джахана исполнить две ее просьбы: не жениться снова и построить для нее мавзолей, которому не было бы равных на свете. И Шах-Джахан торжественно поклялся исполнить ее желание. Он приказал забальзамировать тело жены и, согласно легенде, просидел над ним несколько месяцев. За это время он изменился до неузнаваемости – постарел, поседел, ссутулился…

Через полгода вдовец перевез тело в Агру, где он решил воздвигнуть мавзолей, по красоте достойный его любимой женщины, а по величию – силы их чувств.

Место под строительство было выбрано в пригороде, на берегу Джамны (Ямуны). Мавзолей строили 22 года силами более 20 тыс. рабочих. Кто был архитектором, доподлинно не известно. По одной из версий, сам Шах-Джахан, для которого архитектура была любимым видом искусства. По другой версии, главным зодчим был приглашенный из Шираза Устад Иса Кхан. По легенде, к строительству были привлечены также венецианец и француз, но их имена не дошли до нас. Мрамор для усыпальницы привозили за 300 километров из каменоломни на территории современного Раджастхана. Это мрамор особого сорта, оттенки которого меняются в зависимости от времени дня, что придает мавзолею поразительное разнообразие обликов. Мавзолей получил название «Венец Дворца», т. е. по-персидски Тадж-и-Махал.

Тадж-Махал
Тадж-Махал
Тадж-Махал
Тадж-Махал расположен в центре обширной прямоугольной площадки (длина 600 м, ширина 300 м). Короткая северная сторона пролегает вдоль берега реки Джамна. Главные ворота расположены с южной стороны. Они представляют собой квадратное в плане монументальное входное сооружение, по углам которого поставлены круглые башни с купольными павильонами наверху. Высокая арка величественного портала открывает вход на центральную аллею, через весь парк ведущую прямо к беломраморному зданию мавзолея, являющемуся композиционным центром всего ансамбля. Парк, разделенный надвое по продольной оси узким зеркальным бассейном, гармонично дополняет весь ансамбль, поскольку спланирован как дорога, ведущая к главной святыне.

Здание мавзолея стоит на квадратном цоколе, облицованном белым мрамором. Общая высота мавзолея 75 м. По углам цоколя стоят четыре стройных минарета высотой 41 м. Когда-то с минаретов влюбленными были совершены несколько самоубийств, теперь наверх посетителей не пускают. Весь этот беломраморный комплекс расположен в середине красной платформы на главной оси всего ансамбля. По обеим сторонам мавзолея расположены сложенные из красного песчаника здания мечети и павильона для собраний, увенчанные беломраморными куполами. Архитектура мавзолея Тадж-Махал отличается замечательной пропорциональностью и гармоничностью форм и очертаний.

Внешняя отделка мавзолея
Тадж-Махал
Тадж-Махал
На цоколь с мавзолеем ведет лестница. Посетителям, перед тем как они туда начнут подниматься, служащий надевает на обувь бахилы из красной ткани. Очевидно, это новое правило, заменившее правило снимать обувь.

В центре мавзолея за резной мраморной ширмой размещается восьмигранная погребальная камера, увенчанная невысоким куполом. Камера содержит ложные гробницы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана. Подлинные захоронения находятся в помещении непосредственно под камерой.

Как снаружи, так и в интерьере конструкции прикрыты белой мраморной облицовкой, украшенной искуснейшими мозаиками из тысяч драгоценных и полудрагоценных камней. Бесконечное разнообразие и богатство деталей и совершенное мастерство исполнения делают это сооружение абсолютно уникальным.

Когда строительство подошло к концу, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора. Между мавзолеями должен был быть перекинут мост из серебра. Война за престол помешала осуществить намеченное. В 1658 Шах-Джахана сверг его сын Аурангзеб. В. Он прекратил строительство второго мавзолея, а отца заточил до конца жизни в башне Красного Форта в Агре. Там и провел оставшиеся девять лет своей жизни, в комнате, из окна которой был виден Тадж-Махал. Впрочем, замысел сооружения копии Тадж-Махала из черного мрамора достоверно не доказан. В 1990 археологи установили, что камни на месте начатого, но брошенного строительства первоначально были белыми, но почернели от времени.

Искусная внутренняя мозаика
Тадж-Махал
Тадж-Махал
Расскажем немного о развитии архитектуры в Индии до возведения Тадж-Махала. С созданием Делийского султаната в XIII в., а затем и других государств северной и центральной Индии перед правящей мусульманской верхушкой встала задача укрепления своей власти не только силой оружия, но и посредством идеологического воздействия. Первоначальный натиск мусульман был разрушителен. Тогда было обычным делом после завоевания каждой крепости сравнять с землей ее основание и колонны. Поэтому в северной и центральной Индии мало памятников, созданных о XIII в. Со времен Делийского султаната на протяжении нескольких веков в культовом строительстве основными типами архитектурных сооружений являются мечеть и мавзолей. Заимствуя чуждые планировочные схемы мечети или ряд других приемов, искусство нового этапа в средневековой Индии отказывалось от принципов, выработанных на протяжении многих столетий. В частности, стал невозможным синтез архитектуры и скульптуры, лежавший в основе индийского искусства с VII по XIII в., что привело к известному оскудению образной и пластической полноты и многогранности сооружений. Поэтому достижения индийского монументального искусства с XIII до второй половины XVI в. сильно уступают предшествующему периоду.

По бокам от Тадж-Махала два одинаковых строения.
Тадж-Махал
Тадж-Махал
Возникновение во второй половине XVI в. могущественной империи Великих Моголов создало благоприятные условия для нового расцвета культуры и искусства феодальной Индии. Особенно значительным был размах строительства в правление Акбара. В середине 60-х гг. XVI в. проводится широкое строительство в Агре, по завершении которого Агра, по отзывам современников, стала одним из прекраснейших городов Индии и мира. Этот период является ранним в развитии могольской архитектуры. Более поздний период относится преимущественно к правлению Шах-Джахана. Мусульманская архитектура в Индии заметно отличается от современной ей архитектуры в странах Ближнего и Среднего Востока. Излюбленный материал индийских строителей (почти до XVII в.), красный песчаник, как бы воплощает внутреннюю жизнь тела здания, наглядно демонстрируя органическую плотность архитектурной массы. Другая особенность заключается в широком применении в индийском зодчестве камня. В использовании и обработке камня индийские мастера достигли совершенства.

Вид на парковый комплекс и башню в стене
Тадж-Махал
Тадж-Махал
В поздней могольской архитектуре намечается тенденция к отходу от монументального стиля времени Акбара и измельчанию архитектурных форм; заметно усиливается роль декоративного начала. Преобладающим типом зданий становятся дворцовые павильоны с изысканной, утонченной отделкой. Лишь в отдельных сооружениях (например, соборная мечеть в Дели и в особенности мавзолей Тадж-Махал) были созданы замечательные по четкости своих пропорций здания, в которых монументальность архитектурного образа дополняется изящным, но строгим по характеру декором. Характерным является более широкое употребление белого мрамора как строительного материала вместо песчаника, что помимо общего эффекта роскоши в обработке материала допускало большую ажурную тонкость декоративной отделки здания. Вместе с тем это нововведение было связано с некоторой сухостью архитектурного образа, несмотря на декоративное и узорчатое богатство украшений.

Одна из четырех башень рядом с Тадж-Махалом
Тадж-Махал
Тадж-Махал
Во время войн XVII и XVIII столетий Агра многократно переходила из рук в руки и часто оказывалась разграбленной. Завоеватели сняли с Тадж-Махала большие серебряные двери (сейчас двери медные), парапет из золота, вынесли драгоценные светильники и подсвечники, усыпанную жемчугом ткань на гробнице Мумтаз сорвали со стен орнаменты из драгоценных камней, Однако само здание и большая часть убранства остались нетронутыми.

Согласно одной легенде, в 30-х годах XIX века британский генерал-губернатор предложил продать Тадж-Махал на слом. Правда, его биограф утверждает, что речь шла о продаже мрамора из форта в Агре. Но несмотря ни на что это чудо существует уже 355 лет. В 1983 Тадж-Махал был внесен в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Ежегодно его посещают от 2 до 4 млн. туристов, из них более 200 тыс. – зарубежных.

Центральные ворота комплекса Тадж-Махал
Тадж-Махал
Тадж-Махал
Современная жизнь также пагубно отражается на Тадж-Махале. Ученые обнаружили, что белый мрамор, из которого построен Тадж-Махал, желтеет и разрушается от промышленных выбросов в атмосферу. После этого вокруг памятника была определена зона площадью 10,400 км², для которой установлен строгий контроль промышленных выбросов. Также существуют опасения, что окружающие мавзолей минареты могут рухнуть. Впервые их крен был отмечен в 1942, и он все больше увеличивается. Причину этого видят в обмелении протекающей рядом реки Джамна, которое вызывает оседание здания и крен минаретов. Решение проблемы видят в поднятии уровня воды в реке. Но не все современные архитекторы столь категоричны. Существует предположение, что возможность крена была запланирована во время постройки комплекса, чтобы он мог выдержать возможное землетрясение. В случае стихийного бедствия башни, отклоненные от оси, должны будут упасть не на сам мавзолей, а в разные стороны от него.


Туристы попадают в форт Агры через Лахорские ворота
Форт Агра
Форт Агра
Логичным после знакомства с Тадж-Махалом является посещение форта Агры, который также расположен над Джамной, всего в 2,5 км от Тадж-Махала. Эта крепость, строившаяся в 1565 – начале XVII в., служила резиденцией правителей империи Великих Моголов. В 1571 форт был полностью обнесен стеной, которая является выдающимся примером монументального зодчества. Общая протяженность стен при их высоте 21 м – 2,4 км. Даже для индийской архитектуры с ее давними традициями это был первый пример столь крупномасштабного строительства посредством каменной кладки. С фортификационной стороны крепость Агры обнаруживает значительное воздействие приемов раджпутской замковой архитектуры. Стены ее со сложной системой амбразур, бойниц и т. д. претворены в совершенное по своим пропорциям архитектурное произведение. Главный вход крепости – монументальные Делийские ворота – считаются одним из наиболее значительных образцов архитектуры крепостных ворот в Индии. Две мощные пятигранные башни из красного песчаника, увенчанные зонтичными куполами верхних павильонов, фланкируют портал ворот. Плоскости стен и граней башни расчленены чередующимися ярусами декоративных арок, рядов орнаментальной резьбы и белокаменной облицовкой, сочно оттеняющей звучный цвет песчаника.

Дворец Джехангир-Махал в форте Агры
Форт Агра
Форт Агра
Весь комплекс имеет форму полумесяца. Внутри находятся дворцы, несколько мечетей и сады. Архитектурный стиль гармоничным образом сочетает элементы исламского и индуистского зодчества. Среди них – Джехангир-Махал, дворец, построенный Акбаром для своего сына Джехангира. Также Кхаз-Махал – дворец из белого мрамора; Жемчужная мечеть и другие сооружения. При Акбаре отдавалось предпочтение красному песчанику с элементами мрамора. Поэтому крепость иногда называют Красным фортом, что неправильно – Красный форт находится в Дели. При Шах-Джахане в качестве строительного материала употреблялся белый мрамор с узорами из золота и драгоценных камней. В части комплекса расквартирована воинская часть и она недоступна для посещения. В частности, через Делийские ворота вход закрыт. Все туристы в форт попадают через Лахорские ворота, известные и как ворота Амара Сингха, за которыми есть еще двое ворот. Вкупе со рвом вокруг форта, наполняемым водой, и мощными стенами понимаешь, как неспокойно жилось правителям империи Великих Моголов.

Дворец Кхаз-Махал в форте Агры
Форт Агра
Форт Агра
В подземной мечети форта Агры Шах-Джахан прожил последние семь лет. Почувствовав приближение смерти, он попросил, чтобы его перенесли в так называемый Жасминовый павильон в крепостной стене, в башню кружевного мрамора, где находилась любимая комната царицы Арджуманд Бану. Отсюда был виден стоящий поодаль Тадж-Махал. Когда у старика совсем ослабело зрение, в противоположную стену комнаты врезали обработанный изумруд, в котором отражался мавзолей. Однажды Джахан уснул, прижавшись щекой к драгоценному камню, и больше не проснулся…
Форт Агры, как и Тадж-Махал, включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Если вы окажитесь в Индии и будете планировать поездку в Агру, то, скорее всего, воспользуетесь автомобильным транспортом. При этом желателен ранний выезд, т. к. дорога в один конец занимает не меньше пяти часов, и только в этом случае вы сможете посетить не только Тадж-Махал, но и форт, а также, если повезет со временем, и другие архитектурные достопримечательности.

Алоис Назаров, все фотографии сделаны автором (при написании использован раздел «Искусство Индии» О. Прокофьева из книги «Всеобщая история искусств», М., 1961)


Карта Агры (К началу статьи)

Айн момент, загружается карта...





Погода в Агре

Copyright © Алоис Назаров, 2007–2013. Перепечатка запрещена.
Для обратной связи:


Дата последнего обновления: Sunday, 24-May-2015 11:36:55 MSK