Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты.
Об отношении в Индии к корове и о потреблении говядины






Коровы недалеко от входа в Тадж-Махал
Коровы Индии
Коровы Индии
Я поклоняюсь им [коровам],
и я буду защищать поклонение им даже если против меня выступит весь мир.
Махатма Ганди

Религии диктуют своим адептам определенные типы поведения, допуская одно, запрещая или порицая другое. В сферу действия религий входят самые разные стороны бытия человека, в том числе и напрямую связанные с его жизнеобеспечением. Особый акцент при этом делается на пищу. Нам, живущим в стране с населением, придерживающимся в основном двух религий – ислама и христианства, – знакомы те ограничения, которые обе накладывают на верующих в вопросе питания. Другое дело, что далеко не все соблюдают религиозные предписания или соблюдают не в полной мере. С одной стороны, считают себя людьми верующими, но в повседневной жизни действуют далеко не по вере. Возможно, это оборотная сторона как эпохи индустриализации, так и процесса глобализации.

Во многих государствах зарубежной Азии степень религиозности людей намного выше. Это и страны Ближнего Востока, и Южной и Юго-Восточной Азии. В одних случаях это связано с тем, что сами государства не являются светскими и в качестве государственной идеологии провозглашают религию большинства. В других случаях это объясняется моделью длительного мирного сосуществования светского государства и распространенных в нем религий, полной лояльностью государственных институтов к религиозным институтам. Пример такой модели – Индия. В этой стране представлены очень многие религии.

Народ Индии по сравнению с нами намного более религиозен. Это объясняется многими факторами. И не только историческим развитием страны, но и демографическими условиями. Индийское общество по-прежнему в значительной массе является сельским. А сельская община более благоприятна для сохранения высокого уровня религиозности, чем городская среда. Поэтому не стоит удивляться, что многие индийцы не только глубоко религиозны, но и продолжают жить так, как это диктует их религия. И одно из ярких проявлений этого – кулинарные привычки. Рассмотрим такой аспект, как отношение индийцев к мясу.

Индия считается родиной вегетарианства и в наше время в этой стране живет многомиллионная армия вегетарианцев (конкретные цифры противоречивы, но, очевидно, не менее половины). В любом общественном заведении, связанном с приемом пищи, блюда четко маркируются как вегетарианские или невегетарианские. Вегетарианство в Индии является одним из следствий ахимсы – одного из важнейших понятий и требований почти всех школ индийской философии. Это слово переводится как «невреждение» и понимается как отказ от причинения вреда, порчи или ущерба любой живой особи, не только человеку. Наиболее последовательно ахимса соблюдается у джайнов, то есть у тех, кто исповедует религию джайнизм. Невреждение – первый и основной этический обет в этой религии, наделяющей душой все живые существа. Отсюда – строгая вегетарианская диета. При этом под запретом не только употребление любого мяса, рыбы, но и клубней и корений, поскольку добывание последних сопряжено с уничтожением растений. Есть можно только наземные части растений. В связи с ахимсой у джайнов развился запрет на занятие сельским хозяйством, поскольку при обработке земли могут пострадать растения, насекомые, мелкие животные. Впрочем, есть джайны-землевладельцы, но их земли обрабатывает наемная рабочая сила из числа неджайнов. Но джайнов в Индии немного, всего порядка 0,5%. Правда, в масштабах Индии это составляет где-то 3 млн., что немало.

Более лояльны к мясоедению индусы, то есть те жители Индии, которые исповедуют индуизм, а таковые составляют примерно 80% населения страны. Вегетарианцы, в том числе и строгие, есть и среди индусов, однако многие все же не исключают ни мясо, ни рыбу. Однако в отношении мяса у индусов существует четкая избирательность. Наибольшее распространение в их среде получило мясо домашней птицы, прежде всего курятина. Также индусы не отказываются от баранины, козлятины. Полный запрет существует на употребление говядины.

То, что индусы не едят говядину, известно всему миру. Как и причина этого – корова и быки являются священными животными. Однако мало кому из жителей нашей страны известно, почему коровы и быки являются священными и как давно сформировалось такое отношение к ним.

Возможно, изначально корову почитали потому, что население индийского субконтинента, большую часть которого составляли пастухи и земледельцы, зависело от молока и молочных продуктов и использовало коровий навоз как удобрение и топливо. Постепенно почитание приобрело сакральный характер.

Традиция почитания коров и запрета на их убийство уходит своими корнями в ведическую религию, а это – период с конца II – начала I тысячелетия до н. э. Например, в «Дхарма-сутрах» (вторая половина I тысячелетия до н. э.) запрещается употребление в пищу мяса коров. Запрет на убийство молочных коров упоминается в «Ригведе», «Махабхарате» и «Ману-смрити». В «Ригведе» коровы сравниваются с богинями рек. Адити (верховная пракрити, или сила природы) описывается как корова, а дэвы и пуруша (Всевышний) как бык. Ведический дэва (Бог) Индра часто сравнивается с быком. Кришна – самая почитаемая ипостась Вишну, или Бога – почитал и защищал коров. В ведических текстах сказано, что место, где пребывает корова становится чистым энергетически. В пуранах (это разновидность священных текстов) написано, что благополучие мира зависит от коровы.

И все же, в ведический период имели место ритуалы жертвоприношения коров. В жертву, однако, приносились только старые и немощные животные, которые таким образом получали возможность обрести новое тело в цикле сансары («странствования из жизни в жизнь»). Позднее ритуальные жертвоприношения коров были запрещены. Индусы верят, что Брахма (один из трех верховных Богов индуизма) создал коров в один день с брахманами – высшей кастой, священниками. Полагают, что в каждой корове присутствует часть Божественного, поэтому, обязанность каждого человека уважительно относиться к корове, оберегать ее и защищать. Ухаживая ха коровой, умывая ее, кормя и заботясь, человек оказывает почтение Божественному, тем самым увеличивая шансы на лучшую долю.

В Индии корова считается матерью, так как она кормит людей своим молоком и при этом обладает такими материнскими качествами, как доброта, спокойствие, миролюбивость.

Даже просто оскорбление по отношению к ним недопустимо, а тем более убийство и поедание. Убийство коровы с точки зрения Бога и совершенного общества (духовно цивилизованных людей) равносильно убийству брахмана (священнослужителя) и убийству собственной матери. Древнейшие книги человечества «Веда-Шастры» гласят, что человек, хоть один раз съевший мясо коровы, будет страдать в аду столько лет, сколько волосков на теле той коровы, мясо которой он съел.

В древности в индийских деревнях было обычной практикой проведение пышных коровьих свадеб в храме в полном соответствии с индуистскими свадебными обрядами. Сейчас это редкость, но кое-где в глубинке еще практикуется. В роли родителей «жениха» и «невесты» выступают владельцы животных. Считается, что проведение свадебной церемонии для священных животных обеспечит благополучие для всей деревни.

Запрет на поедание говядины не означает запрета на молочные продукты. Молоко, простокваша, масло и гхи (топленое масло) составляют основу ежедневного рациона большинства индусов, содержащего необходимый организму животный белок. Молоко и гхи используются и при проведении специальных религиозных обрядов, направленных на улучшение судьбы. Используются индусами и другие продукты жизнедеятельности коров. Коровий помет применяется как удобрение в сельском хозяйстве. Принято считать, что он обладает большой очистительной силой и поэтому его также используют для очищения жилища. Современной наукой было доказано, что дым от коровьего помета является сильным дезинфицирующим средством. Коровья моча широко применяется в религиозных ритуалах и в медицинских целях.

Все продукты, которые дает корова, считаются священными, поэтому в Индии съесть немного коровьего масла или молока – значит, очиститься от грехов. Доить корову мужчины считают своей почетной обязанностью, никогда не позволяя делать это женщинам.

Количество коров на дорогах Индии огромно
Коровы Индии
Коровы Индии
Коровы и быки свободно гуляют по улицам индийских городов, за исключением разве что Мумбаи, где их разрешают держать только на привязи, очевидно, из-за слишком интенсивного транспортного движения. Практически нет коров и на улицах штата Керала (но об этом ниже). Могут они запросто улечься в самый час пик посреди наиболее оживленных улиц. И никому из водителей в голову не придет не то чтобы задеть животное (они скорее предпочтут врезаться в столб), но даже попытаться прогнать ее сигналом. В этом мне не раз приходилось убеждаться и в Дели, и в Агре, и в Джайпуре, и в Ахмедабаде. Любопытно, что стремлению коров и быков в самую гущу транспортного потока ученые нашли научное объяснение. Оказывается, выхлопные газы отгоняют от них назойливую мошкару.

Во времена правления династии Гупта в середине I тысячелетия н. э. убийство коровы каралось смертной казнью. Сейчас закон не столь суров, но в индийской прессе время от времени публикуются сообщения о самосудах разъяренной толпы индусов над теми, кто убивает коров и быков. Вообще коровы и быки во многих штатах Индии защищены законом: их нельзя убивать. Однако есть штаты, где такого запрета нет. И здесь действуют легальные скотобойни. По данным на 2004 год, в Индии существовало примерно 3600 легальных скотобоен, а количество нелегальных оценивалось в 30 000. Несколько лет назад была предпринята попытка принять этот запрет для всей Индии. Один из экспертов тогда подсчитал, что на вокзал одной только Калькутты каждую неделю из Северной Индии приходят минимум 72 вагона, груженных коровьими шкурами. Однако принятие закона было безуспешным. Среди возражений противников предлагавшегося законопроекта – это нанесет урон кожевенному производству. Подсчитали, что ежегодные убытки экспортеров составят минимум 2 млрд. в год. Самые резкие возражения доносились из северо-восточных штатов, где у большинства населения нет индусских корней, и из регионов, наиболее развращенных западной культурой и христианскими представлениями о роли и правах человека в природе (Мумбаи, Гоа и т. п.). При этом в так называемых «письмах в газету» отстаивалось право «есть то, что нравится».

Законами Индии запрещено перевозить коров и быков из штата в штат. Если это и делается, то только нелегально, ночью. Перевозят же животных местные бизнесмены на скотобойни в штаты, где нет запрета на убой скота. Взамен получают шкуры, идущие на нужды кожевенного производства.

Количество бесхозных коров и быков, бродящих по улицам индийских городов, огромно. Еще больше голодающих людей, ежедневно там умирают от голода, но при этом никто не трогает коров. Приезжим это кажется непостижимым.

Армия индийских коров пополняется не только вследствие естественного прироста, но и потому, что местные фермеры, когда корова перестает давать молоко, просто выгоняет ее на улицу. Со стороны это кажется негуманным. Однако этому есть объяснение. В Индии существует острый земельный дефицит. Миллионы фермерских хозяйств имеют клочок земли, способный прокормить одну, максимум две коровы. И, естественно, держат коров, дающих молоко. Свои посевы фермеры оберегают от посягательств посторонней скотины. Вот и подаются буренушки в города, где можно найти корм. Можно видеть, что они роятся в мусорных бочках. Можно видеть их жующими бумагу. Многим кажется, что коровы в Индии питаются исключительно бумагой. Но это, конечно же, не так. По вечерам коровы подтягиваются на овощные рынки, где специально для них на землю вываливаются горы вполне съедобных с виду капустных листьев, мятых помидоров и пятнистых бананов.

Хотя Индию и называют раем для коров, гуманное отношение к этим животным требует и решения проблем, связанных с этими животными. В частности, что делать с престарелыми буренками? В последнее время в городах стали создавать пансионы для них.

Убийство коров ограничивается во всех штатах Индии, за исключением Западной Бенгалии и Кералы, куда и везут нелегально на убой коров и быков из других штатов. Керала в этом отношении вообще выделяется на фоне остальной Индии. В этом штате большинство составляют христиане и мусульмане. Причем христианская община здесь – старейшая в стране, основана еще в IV в. апостолом Фомой. В результате, это едва ли не единственный штат, где на улицах деревень или городов практически не встретишь бездомных коров или быков.

Список священных животных у индусов не ограничивается коровами и быками. К их числу относят также обезьян, тигров, но и змей, крокодилов, черепах, крыс и других не очень уважаемых в иных культурах представителей фауны. Поэтому, если вы привыкли к деликатесам из каких-то перечисленных животных, в дни пребывания в Индии о них можно забыть.

Мусульмане в Индии, как и положено истинным мусульманам, не едят свинину. Из мяса употребляют птицу, баранину, козлятину. Запрета на говядину нет, и это в истории Индии было одним из факторов напряженности между индусами и мусульманами. Но, по наблюдениям иностранцев, подолгу живущих в этой стране, поедание говядины особенно не афишируют, чтобы не раздражать религиозных чувств индусов. К тому же, запреты на убой коров во многих штатах Индии делают приобретение говядины проблематичным. Волей-неволей откажешься от этого вида мяса.

Христиане в Индии тоже не знают ограничений в употреблении говядины. Едят также и свинину, баранину, мясо птицы. Особенно популярна свинина в тех штатах, где влияние западной культуры было сильнее. Например, в Гоа, где длительное время господствовали португальцы, насаждавшие христианство в форме католицизма. На смену им пришли британцы. Только в 1961 г. Индия ввела свои войска в Гоа и объявила своей союзной территорией.

Последователи одной из национальных религий Индии – сикхизма – также не убивают коров и не употребляют в пищу говядины. В мясоедении сикхов есть одна особенность. У них под запретом поедание мяса животных, убитых не с одного удара, то есть кровопусканием, которое практикуют мусульмане. Очевидно, это одно из следствий отрицания сикхами традиций мусульман, сложившееся исторически: они часто вели вооруженную борьбу против мусульманских завоевателей и правителей. Но сикхи не едины. Сикхи-намдхари – строгие вегетарианцы, поскольку не признают никакого насилия.

В Индии 0,7% населения – буддисты. Основоположник этой религии Будда говорил, что мы не имеем права лишать жизни живое существо, будь то корова или червяк, то есть ахимса тоже является одной из заповедей буддизма, как и джайнизма. Однако отношение к мясу у последователей буддизма непоследовательное и зависит от условий проживания. В высокогорных районах Тибета, где сложные условия для земледелия, быть вегетарианцем очень сложно. Мясо у буддистов не запрещено, но ортодоксально религиозные люди едят его сравнительно мало или вообще не едят. Также буддист не будет есть мяса животного, убитого лично для него. Даже Далай-лама сейчас стал активно выступать за вегетарианство и призывать буддистов отойти от многовековых традиций мясоедения. Основная часть индийских буддистов (88%) – необуддисты, то есть представители низших каст, ради повышения своего социального статуса перешедшие уже в период независимости в буддизм. Они проживают в основном в штате Махараштра. В вопросах питания они не отличаются от индусов.

Как видим, отношение к мясу у населения Индии отличается от привычного нам. И во многих случаях действительно можно убедиться в истинности поговорки «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты». Дискомфорт, который наши соотечественники могут испытывать в Индии, может быть обусловлен и «тоской» по говядине, к который мы привыкли больше всего. Однако неделя-другая – не такой уж и большой срок, можно и потерпеть. Ну а что делать, если пребывание в Индии является длительным? Помнить, что с чужим уставом в монастырь не идут.

Алоис Назаров, фото автора






Погода в Индии

Гидрометцентр России

Гидрометцентр России

Гидрометцентр России

Гидрометцентр России

Гидрометцентр России

Гидрометцентр России

Гидрометцентр России
Copyright © Алоис Назаров, 2007–2013. Перепечатка запрещена.
Для обратной связи:


Дата последнего обновления: Sunday, 24-May-2015 11:37:04 MSK