Хранители пяти «К»: религия и история сикхов






Сикх – высокопоставленный чиновник
Сикх
Сикх
В Дели, куда первым делом попадают прилетающие в Индию казахстанцы, часто можно встретить мужчин в костюмах и обуви европейского или полу-европейского фасона, с окладистыми пышными бородами, иногда заправленными в сетки и подвязанными к подбородку. У них длинные нестриженые волосы, собранные в пучок, поверх которого красуется цветной тюрбан. На запястье правой руку у них стальной браслет. Или женщин, которые вместо сари носят своеобразные брючные костюмы (паджам) с длинными шарфами (камаз), перекинутыми за спину. Это сикхи – последователи сикхизма, одной из религий, зародившихся в Индии в XV в. Место рождения сикхизма – северо-запад страны, Пенджаб. Эта территория является в Индии самой многострадальной. Все чужеземные завоеватели, рвущиеся в Индию, первый удар наносили по Пенджабу, поскольку с других сторон страна защищена либо высокими, труднодоступными горами, либо водами океана. Постоянные нашествия чужеземцев сформировали у населения Пенджаба готовность в любой момент взяться за оружие и пожертвовать своей жизнью.

Чужеземные завоеватели приносили и свои вероучения. Пенджаб стал первой индийской территорией, где начал утверждаться ислам. И изгнанные из Ирана и других мусульманских стран суфии – последователи одного из течений в исламе, находили здесь прибежище. Суфии полагали, что конечная цель человека – общение и слияние с Богом, и достичь этого можно, если отречься от мира, вести аскетический образ жизни, погружаться в размышления о божестве, петь молитвы, повторяя в них имя Бога. Они считали необходимым самоотречение под руководством духовных наставников – шейхов. Бедность в суфизме расценивалась как один из праведных путей в противовес богатству и роскоши.

И в рамках основной религии Индии, индуизма, возникло реформаторское движение бхакти, получившее особое распространение на севере страны. Последователи этого движения бхакты не признавали никаких посредников при общении с Богом, отрицали роль брахманов – высшей индуистской касты, отвергали обряды и церемонии индуизма. Фактически суфии и бхакты проповедовали одни и те же идеи – необходимость всеобщей любви и братства между людьми разного происхождения и достатка. Идеи суфизма и бхакти не могли не найти отклика в душах населения Пенджаба, который к середине XV столетия представлял собой бурлящий котел религиозных идей, был раздираем кастовыми противоречиями. Отсутствие единства являлось сильным тормозом в единении пенджабцев, которое было столь необходимо при отражении любой внешней агрессии. В этих условиях в Пенджабе возникает новое религиозное течение – сикхизм, вобравшее многие черты как бхакти, так и суфизма. Основателем сикхизма и первым сикхским гуру был Нанак (1469–1539), бывший по происхождению индуистом кхатрийской касты беди. Нанак провозгласил равенство всех людей независимо от религии, касты, пола, как созданий единого Бога. При этом отрицал аскетическое служение Богу (в этом он расходился с суфистами), проповедовал благочестивую мирскую жизнь. Нанак ввел в обычай и совместные трапезы из общей посуды представителей разных каст, что до этого было немыслимо для индуистов. У Нанака в Пенджабе появилось много последователей, сикхов (в переводе – «ученик»).

Золотой храм в Амритсаре
Золотой храм
Золотой храм
В дальнейшем у сикхов было еще девять гуру, почти каждый из которых внес свой вклад в развитие исходных идей Нанака, ввел какие-то новые элементы в религиозную практику сикхов, в их повседневную жизнь.

При третьем гуру Амар Дасе сикхская община стала более консолидированной. Он установил, что дважды в год – весной в месяце Байсакхи (апрель–май) и осенью на Дивали – все сикхи собираются возле гуру. Амар Дас сделал совместное принятие пищи, введенное Нанаком, ритуалом, символизирующим равенство и братство сикхов, независимо от кастового и общественного положения. Третий гуру призывал к межкастовым бракам, стал выступать против затворничества женщин и против многоженства, к бракам вдов (это неслыханное дело для индуистов), также запретил сати – издавна распространенный в Индии обычай самосожжения вдов.

Четвертый гypy Рам Дас вошел в сикхскую историю как создатель священного города Амритсар. В 1577 г. он купил участок земли и заложил город Гуру Чакк. В нем был вырыт священный пруд Амритсар, что в переводе означает «Океан амриты». Амрита – в архаической мифологии индоариев напиток, которым боги подкрепляют силы, поддерживают свое существование. Название пруда стало названием города. При пятом гуру, Арджуне, в центре этого пруда в 1588 г. был заложен Харимандир – главный сикхский храм. Строили храм десять лет. Для этого пригласили лучшего архитектора Индии, правда, мусульманина. Однако что из этого, сикхи верят в единого Бога. Храм был разрушен моголами и восстановлен в начале XIX в. в мраморе. Тогда же его покрыли медными позолоченными пластинками. Отсюда название, данное европейцами, – Золотой храм. Это сооружение является замечательным образцом индийской архитектуры. Золотой храм представляет собой комплекс зданий, в том числе и Акал Тахт, который находится на западной стороне священного пруда. По традиции в Акал Тахт на ночь переносят священную книгу Ади Грантх из Золотого храма, которую каждое утро торжественно переносят обратно. В Акал Тахте хранятся также драгоценные для сикхов предметы, например, оружие гуру.

7 октября 1708 г. гуру Гобинд Сингх умер от последствия ранения, нанесенного двумя фанатиками-мусульманами. Но перед смертью он успел созвать сикхов, велел принести Ади Грантх и сказал такие слова: «Имейте Ади Грантх вместо меня». С тех пор сикхи верят, что Гобинд Сингх – их вечный гуру и прекратилась традиция иметь живого гуру.

Сикх на посту около вечного огня под Воротами Индии в Дели
Сикх
Сикх
В конце XVIII в. на историческую арену вышел новый вождь сикхов – Ранджит Сингх (1780–1839), создавший независимое сикхское государство. Это было сильное государство с хорошо оснащенной и организованной армией, одержавшей немало славных побед. Тот период в сикхской идеологии воспринимается как «золотой век» в истории Пенджаба, а жизнь Ранджита Сингха, протекавшая в непрерывных войнах, до сих пор воспевается пенджабцами. Его богатства были сказочны. Даже легендарный бриллиант Кохинур попал в его руки. Этот алмаз, найденный согласно легенде около 5000 лет в Индии, принадлежал многим правителям. Сначала раджам из династии государства Малвы. Затем делийскому султану, Великим Моголам, правителю Ирана Надир-Шаху, афганскому правителю Ахмед-паше Абдали. Сын последнего по имени Шуджа, завладевший Кохинуром, в результате борьбы за престол был заточен в тюрьму в Кашмире. О том, как алмаз попал в руки Ранджита Сингха, известны по крайней мере две версии. По одной из них, жена Шуджи обратилась за помощью к Ранджиту Сингху, обещав за спасение мужа Кохинур. Ранджит захватил тюрьму, где находился Шуджа, вывез его в Пенджаб и в 1813 г. стал владельцем бриллианта, за который все же отдал жене Шуджи 300 тысяч рупий. По другой версии, Шуджа бежал из тюрьмы без помощи Ранджита, прихватив с собой драгоценности и Кохинур. Вместе с семьей он нашел убежище в Лахоре, у Ранджит Сингха. Когда последний узнал об алмазе, то решил под пытками выведать его местонахождение, причем пытки применил не к слепому Шудже, а к его жене. Женщина не выдержала и решила отдать алмаз, но с рядом условий: освобождение пленников, гарантия их безопасности и пожизненная пенсия. Ранджит согласился. Он выплатил Шудже 125 тысяч рупий и дал ему пожизненную пенсию в 60 тысяч рупий в год. После аннексии Пенджаба англичанами Кохинур перешел к Ост-Индской компании, которая преподнексла его в дар королеве Виктории. Позже его вмонтировали в английскую корону. Но перед этим алмаз подвергли переогранке, в результате которой он приобрел плоскую форму и потерял 57% своей драгоценной массы. Ныне Кохинур хранится в Тауэре. На него претендуют Индия, движение «Талибан», Пакистан и Иран.

Сикх – торговец
Сикх
Сикх
После смерти Ранджита Сингха сикхское независимое государство просуществовало недолго. Мать шестилетнего правителя, сына Ранджита, ставшая регентшей, и ее советники решили сдать Пенджаб англичанам. И в 1849 он был присоединен (последним в Индии) к территории Ост-Индской компании.

Сикхизм, как и все другие религии, так и не смог в полной мере воплотить в жизнь те идеалы, которые проповедовали гуру. Так, не были изжиты касты среди сикхов. С одной стороны, сикхи считают, что путь к спасению открыт для представителей любой касты и отвергают идею ритуального осквернения при общении с представителями низших каст. Между тем при выборе брачного партнера обычно соблюдают кастовые предписания. Не смог сикхизм и объединить всех пенджабцев. Даже в самой этой религии появились секты. Например, намдхари. Ее представители верят в живого гуру. Или упомянутые выше саханджхари – те сикхи, которые не принимают новаций десятого гуру Гобинда, т. е. не становятся членами хальсы.

Перейти в сикхизм может любой. В настоящее время сикхами становятся и жители других стран. Так, в Москве есть сикхская община из числа неиндийцев, которая собирается возвести в первопрестольной гурдвару.

Сикхcкая гурдвара в Дели
Сикх
Сикх
Сикхи приветливо и гостеприимно относятся к последователям других религий. Вход в их храмы – гурдвары («дверь гуру») открыт и для иноверцев. Гурдвару можно узнать издалека. Это белокаменные сооружения с позолоченными куполами. Обязательным атрибутом является высокий флагшток, на котором развевается ярко-желтый треугольный флаг с черным символом. В храм полагается входить без обуви, босиком. Более того, следует омыть ступни ног в специальной канавке, выложенной плиткой, с проточной водой. То же самое посетители делают и при выходе из храма. Обувь и другие вещи можно сдать в камеру хранения. Внутри храма нельзя курить и снимать головной убор. Поскольку в гурдваре бывают и иноверцы, им полагается взять из большого мешка платок и повязать им голову. Обязательным атрибутом гурдвары является общественная трапезная – лангар, символизирующая равенство и братство сикхов. Продукты жертвуют сами же сикхи. Участие в приготовлении пищи и любых работах в лангаре рассматривается как богоугодное дело, и благочестивые сикхи должны принимать в этом активное участие. Сикхи твердо придерживаются правила «путь к душе лежит через желудок», поэтому любой прихожанин и иноверец всегда здесь может бесплатно поесть. Многие сикхи не едят дома, а ходят в гурдвару, где они могут отдохнуть, поговорить с друзьями и приятно провести время. Времени на посещение лангара, чтобы узнать самому, чем там кормят, у меня совсем не было. Да и, откровенно говоря, на момент посещения ближайшей к отелю гурдвары мои знания о сикхах и сикхизме были минимальными, о существовании общественной столовой даже не знал. Подсказать также было некому, поскольку это была одиночная экскурсия, без коллег, без переводчика, в последний день пребывания в Индии, буквально за пару часов до отъезда в аэропорт. Поэтому остается поверить рассказам других туристов: еда там простая, но сытная. Белый рис, похлебка из чечевицы, лепешка-чапати и плошка с водой. При раздаче хлеба надо выставить ладони перед собой, будто бы просишь подаяние. Этим ты демонстрируешь смирение и укрощаешь собственную гордыню. В знак благодарности можно чуть поклониться, сложив ладони вместе вертикально.

Священный пруд при сикхcкой гурдваре в Дели
Сикх
Сикх
При гурдварах есть и бесплатные гостиницы для паломников. Например, при Золотом храме почетным сикхским делегациям выделяются отдельные комнаты, а все остальные могут разместиться на циновках во дворе. Для иностранцев выделено отдельное помещение, которое охраняет бдительная стража. Она здесь не бесполезна. Возле входа висит щит с фотографиями воров, пойманных в гостинице. Ни у одного из воров нет чалмы и бороды, все они были здесь случайными людьми. Сикхи не воруют.

Так что, если вы, находясь в Индии, по тем или иным причинам оказались без средств к существованию, смело можете идти в ближайшую гурдвару. И накормят, и разместят. Внутри гурдвары сидят музыканты и исполняют гимны. Посетители входят, совершают поклон Ади Гратхи (Священной книге), которая хранится под балдахином в центре гурдвары, и медитируют, сидя на ковре и слушая пение.

При гурдварах есть священный пруд, который полагается постепенно обходить по часовой стрелке под медитативную музыку. Считается, что омовение в пруду приносит удачу и здоровье. Поэтому здесь плавают десятки паломников. Мне приходилось слышать о гурдваре, построенной высоко в горах. Вода в пруду там необычайно холодная, но и это не останавливает паломников.

В Индии сикхов насчитывается 2%. Однако в ряде сфер их представительство более значительно. История родины сикхизма Пенджаба, проходившая в почти беспрерывных войнах, способствовала тому, чтобы сикхи становились воинственными, храбрыми. Поэтому из них получаются хорошие военные, пожарные, спасатели, телохранители. Среди людей этих профессий процент сикхов заметно выше, чем в среднем по Индии. Впрочем, воинственность сикхов создает индийскому обществу и определенные проблемы, поскольку среди них встречаются и крайне радикалы, объединяющиеся в экстремистские организации, действия которых активизировались на рубеже1970–80-х гг. Происходили покушения на индуистов, членов сикхской секты ниранкари (объявленной до этого вне сикхизма), на полицейских, на «сикхов-предателей». В целом террор 1980–83 преследовал цель вызвать отток индусов из Пенджаба, тем самым закрепить мононациональный статус штата, чтобы в конечном итоге облегчить установление самостоятельного сикхского государства. В августе 1982 лидеры сикхских радикалов перенесли свою резиденцию в Золотой храм в Амритсаре, который превратили в крепость, и оттуда предпринимали вооруженные вылазки. Это вынудило правительство Индии 3 июня 1984 г. отдать приказ о штурме храма. Бои шли четыре дня с применением артиллерии и танков. В результате большинство боевиков было убито, но погибли также до 100 солдат и сотни находившихся в храме паломников. Золотой храм получил сильные разрушения, правда, позже был полностью восстановлен. В то время премьер-министром страны была Индира Ганди. И за приказ о штурме Золотого храма поплатилась жизнью: 31 октября 1984 г. она была убита двумя охранниками-сикхами. Сикхские террористы, значительно снизив активность, действуют до настоящего времени. Но в целом сикхи – миролюбивы, гостеприимны, трудолюбивы.

Омовение ног перед входом в сикхcкую гурдвару в Дели
Сикх
Сикх
Нынешний премьер-министр Индии Манмохан Сингх также является сикхом. Это самый высокий пост, который когда-либо занимал сикх за всю историю независимой Индии.

В предместье Нью-Дели есть место Гобинд Садан (Дом Бога), известное во всем мире. Оно основано святым человеком по имени Баба Вирса Сингх, или, как его называют, Махараджи, Бабаджи. Своими учителями Махараджи считает десятого гуру Гобинд Сингха и Иисуса Христа. Он не только лидер сикхов, но и один из духовных учителей Индии, авторитетнейший человек, святость которого чтут и на государственном уровне, и среди простых людей. Широко известен и за пределами Индии, совершает поездки в другие страны. В 1988 г. был даже в качестве личного гостя Патриарха Московского и всея Руси Пимена в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси. К Бабаджи едут люди разных религий со всего мира, чтобы получить благословение, среди них и известные личности. Также ему приписывают способность исцелять больных и даже воскрешать умерших. Философия Махараджи основана на идеях добра, человеколюбия, веротерпимости, единого Бога. Поэтому в Гобинд Садане отмечают праздники всех религий мира.


Алоис Назаров, 6 из 7 фото – автора






Амритсар на карте Индии

Загружается карта...


Погода в Индии

Гидрометцентр России

Гидрометцентр России

Гидрометцентр России

Гидрометцентр России

Гидрометцентр России

Гидрометцентр России

Гидрометцентр России
Copyright © Алоис Назаров, 2007–2013. Перепечатка запрещена.
Для обратной связи:


Дата последнего обновления: Sunday, 24-May-2015 11:37:09 MSK