Казахстанцы любят индийские танцы: о концерте индийских танцев в Алматы






Перед концертом выступил посол Индии в РК Ашок Саджанхар
Индийские танцы
Индийские танцы
После январского визита президента РК Нурсултана Назарбаева в Индию, называемого не иначе как историческим, в Казахстане провели ряд интересных мероприятий, связанных с Индией – выступление индийской танцовщицы в стиле кучипуди Мадхури Маджумдар, выставка индийских товаров в ЦДС «Атакент», чайный фестиваль, неделя индийской кухни. Посольство Индии продолжает знакомить казахстанцев со своей тысячелетней культурой, и 19 ноября организовало выступление большого танцевального коллектива из Нью-Дели. До этого он дал концерт в Астане.

Такого количества зарубежных исполнителей на сцене алматинской филармонии не было давно – 60 танцоров! Не знаю, как было в Астане, но алматинцы проявили огромный интерес – подобного ажиотажа давно не было. Зрительный зал не смог вместить всех желающих. Впервые видел, что до отказа заполнен и балкон. Многие желающие так и не смогли попасть на концерт. Разумеется, какую-то роль сыграло то, что вход был свободным. Но на памяти немало других мероприятий по линии зарубежных посольств и консульств с бесплатным входом, но такого наплыва все равно не припомню.

А посмотреть действительно было что. Посольство Индии организовало выступления высокопрофессиональных исполнителей.

– Программа этого концерта разработана специально для казахстанского зрителя, – сказал в приветственном слове посол Индии г-н Ашок Саджанхар.Проделана огромная работа и приложены большие усилия по его подготовке. Большая признательность министерствам культуры Индии и Казахстана, акимату Алматы.

Гуру Раджендра Гангани (в центре). Слева – исполнительница
в стиле манипури, справа – исполнитель в стиле катхакали
Индийские танцы
Индийские танцы
На этот раз приехал коллектив очень известного в Индии танцора и хореографа сорокатрехлетнего Гуру Раджендры Гангани – уроженца Раджастхана, потомственного танцора стиля катхак школы Джайпур. Его называют «бриллиантовым исполнителем». Шесть лет назад он попал в автокатастрофу, после которой перенес несколько сложнейших операций и два года ходил с большим трудом. Однако желание танцевать было столь велико, что в 2006-м он возобновил свои концертные выступления. Сейчас он преподает в Национальной школе Катхак в Нью-Дели (Катхак Кендра) и выступает с многочисленными программами в Индии и за ее пределами. Большинство его учеников имеют славу превосходных танцоров и хореографов. Алматинцам индийские гости предложили программу «Лаян Гикам», олицетворяющую единство и разнообразие формы. Разнообразие выразилось в том, что отдельными номерами исполнялись танцы почти всех классических стилей – катхак, катхакали, бхаратанатьям, одисси, мохинаттам, манипури и народного танца стиля чхау.. Единство индийского танца выразилось в финале, когда на сцене одновременно выступали все танцоры и танцовщицы всех представленных стилей.

Казахстанцам индийские танцы известны в основном благодаря кинематографу. Однако в кино – особый, болливудский стиль, смесь европейских направлений и индийских танцев, представленных фолком и стилизацией классического индийского танца. Классический индийский танец – это нечто иное, зачастую канонизированное, имеющее длительную традицию. Это особая культура, состоящая из разнообразных стилей. Индийской национальной академией музыки, танцев и драмы классическими танцами признаны бхаратанатьям, катхак, катхакали, мохиниаттам, кучипуди, манипури, одисси и саттрия. В пределах стилей – разнообразные школы. Вообще, в Индии исполнение танцев разное не только в разных штатах, но и в пределах одного штата.

Бхаратнатьям – самый древний и наиболее известный стиль
Индийские танцы
Индийские танцы
Самый древний индийский танцевальный стиль, которому две тысячи лет, – бхаратнатьям. Он зародился на юге Индии и стал популярен во всей стране. До начала XX века бхаратнатьям был составной частью храмовых обрядов. Танцовщица почиталась женой бога и должна была участвовать в церемониях, связанных с его культом. Но постепенно танец утратил свое ритуальное назначение, его стали исполнять при дворах принцев и в домах богатых землевладельцев. Социальный статус танцовщицы упал, и на несколько лет бхаратнатьям пришел в упадок. Затем размах получило движение за возрождение бхаратнатьяма. «Второе дыхание» он получил в 1935 г. после публичного выступления Рукмини Деви, вернувшей танцу хороший вкус и эстетическая тонкость. Для исполнения бхаратнатьям надо не только владеть техникой танца, но и глубоко понимать идейное и философское содержание индийских мифов и легенд, потому что этот танец корнями уходит в индуистские мифы и ритуалы. Это проявляется в текстах, отбираемых для исполнения. Движения в бхаратанатьям исполняются по строгим геометрическим траекториям. Глаза, голова и руки танцовщицы как бы рисуют круги, прямые линии и треугольники. Все это придает некоторую линейность данному стилю. Танец включает и жесты, мимику, ритм, отбиваемый ногами. При помощи языка тела исполнители передают девять настроений: удивление, страх и героизм, гнев и покой, отвращение и любовь, печаль и радость. Волосы танцовщицы заплетены в косу. Головное украшение – длинный плоский обруч, охватывающий голову и окаймляющего лицо, и две большие круглые заколоки на темени по обе стороны пробора, символизирующие солнце и луну. Костюм танцовщицы – богатое сари из города Канчипурама. Сейчас в моде шитые костюмы, имитирующие сари.

Стиль одисси также зародился в храмах
Индийские танцы
Индийские танцы
В храмах зародился и танцевальный стиль одисси. Только его родина – штат Орисса на северо-востоке Индии. Стиль одисси близок к бхаратнатьяму по технике, костюму и выразительным средствам, но отличается большей плавностью, грациозными движениями, изящными позами, а музыка более мелодичная. Техника Одисси основана на чоука – позе, при которой руки и ноги согнуты под прямым углом, причем локти и колени разведены в стороны. Украшения исполнителей – серебряные. Прическа является имитацией храмовой башни. На брови наносится линия, идущая по брови до скулы, а на ладони и подошвы – красная жидкость.

Барабаны считаются живыми существами и заворачиваются в муслин
Индийские танцы
Индийские танцы
Один из наименее эффектных внешне, но очень изящный стиль танца – манипури. Все движения – круговые и плавно переходят одно в другое, составляя спиральные комбинации. Ни в одном движении, настроении, ни в одной мысли нет завершенности, только тонкий намек. Исключается преувеличенное использование мимики. На головах мужчин-исполнителей – особо сложенные тюрбаны из муслина. В муслин заворачивают и барабаны, которые считаются живыми существами, нуждающимися в одежде.

Катхакали – самый красочный стиль танца
Индийские танцы
Индийские танцы
Один из самых красочных стилей – катхакали, зародившийся в южном штате Керала. Это не просто танец, а танец-драма, в репертуаре которого – более 100 пьес на сюжеты индийского эпоса. На сцену переносятся легенды о богах и демонах, и каждый персонаж обладает сверхъестественными, часто божественными силами. По традиции все роли, в том числе и женские, исполняют мужчины. Зрителя поражает облачение исполнителей – широкие юбки, высокие головные уборы, а также грим. Цвета грима символичны. Зеленый – для благородных героев, царей и богов (персонажи паккак). У злодеев (катти) также зеленый грим, но на лбу и на носу у них – белая шишка, а от носа к щекам проведены красные полосы. Минукки («сияющие) являются воплощением чистоты, смирения и высокой духовности. Соответственно и грим у них – теплый желтый цвет, а головы укрыты покрывалом. На исполнителях – различные украшения (браслеты, ленты на запястьях, нагрудные пластины, несколько рядов колокольчиков на щиколотках и икрах). Но, несмотря на такой груз, они танцуют энергично.

В мохиниаттаме снежно-белый костюм подчеркивают изящество и благородство
Индийские танцы
Индийские танцы
Стиль мохиниаттам появился в штате Керала (юго-запад Индии). Его исполняют исключительно женщины. Репертуар стиля не обнаруживает никакой связи с храмовой традицией. Геометрия движений и основная техника отображают образы природы Кералы – листья кокосовой пальмы, колышущиеся на ветру; лодки, раскачивающиеся на волнах и создающие на воде узоры из расходящихся кругов. Эти образы в танце как бы объединяются в плавных движениях. Центральный элемент здесь – круговые движения туловища. Они начинается из центра тела и переходит к конечностям, либо, наоборот, с конечностей и переходит к центру. Изящество и благородство подчеркивают снежно-белый костюм с золотой каймой.

Стиль катхак испытал влияние индуизма и ислама
Индийские танцы
Индийские танцы
Один из стилей казахстанцам, особенно коренным жителям, должен быть в чем-то созвучен национальному искусству. Это катхак, который зародился на севере и северо-западе Индии. Этот танец развивался при индуистских храмах и с его помощью рассказывались истории, связанные с богами. Но мусульманским правителям не нравилось слушать индуистские истории, и танец стал больше развиваться в технической части – в сторону усложнения ритма, увеличения разнообразия пластических движений. Для катхака характерно обилие поворотов, мягкие пластичные движения рук, которые лишь намекают на те формы, которые отчетливо видны в других стилях. Мимика в нем не особенно сложна. Важнейший элемент катхака – притопывание. От индуизма в катхаке – смысловое наполнение. Часто в танцах присутствуют состояния природы, животных или описания божества, его деяний и взывания к богу. Влияние мусульман выразилось в костюме, напоминающем костюмы народов Ирана, Афганистана и Средней Азии. Здесь нет сари или его имитации, как в других стилях. На исполнительнице – длинная юбка-солнце, подчеркивающая стремительность поворотов.

В финале на сцене исполняли все стили индийского танца
Индийские танцы
Индийские танцы
Наконец, был показан и народный танец стиля чхау, распространенный на востоке Индии, в штатах Западная Бенгалия, Джаркханд и Орисса. Он происходит из разновидности военного искусства. Его отличительные особенности – энергичные движения тела и высокие прыжки. Большинство движений отображают птиц и животных. Изначально только мужчины могли заниматься этой формой танца, но в наши дни среди исполнителей встречаются также и женщины.

Конечно, большинству из нас не совсем понятна техника того или иного стиля, да и вообще, отличить один стиль от другого могут у нас единицы. И было бы, наверное, здорово, если бы перед каждым номеров был комментарий знатока. Но настроения, состояния души, которые находят выражение в индийских танцах, не могли не передаться зрителям. Они, как казахстанцы, так и сами индусы, были в восторге от программы.

Меруерт Абусеитова (директор Института востоковедения):

Вы видите, как прекрасно показали на сцене древнюю историю, культуру, философию. Впервые индийские танцы я увидела еще в детстве в фильмах Раджа Капура. Видела их и в Индии, где бывала неоднократно, но здесь было что-то фантастическое. Не очень разбираюсь в их технике, но внутренне понимала, о чем говорят исполнители.

Арун Кумар (индийский бизнесмен, в Алматы 15 лет):

Все танцы были из разным штатов. Но самое главное, что видел – это совместный выход всех в конце. Это невероятно! У этих танцев разные темы, но они исполнялись под одну музыку. Даже в Индии я не видел такого.

Как выяснилось, накануне днем проходила конференция «Индия и Центральная Азия: от общего прошлого к современному сотрудничеству». Все ее участники пришли на концерт, благодаря которому Индия стала казахстанским зрителям и понятнее, и ближе.


Алоис Назаров, фото автора






Погода в Индии

Гидрометцентр России

Гидрометцентр России

Гидрометцентр России

Гидрометцентр России

Гидрометцентр России

Гидрометцентр России

Гидрометцентр России
Copyright © Алоис Назаров, 2007–2013. Перепечатка запрещена.
Для обратной связи:


Дата последнего обновления: Sunday, 24-May-2015 11:37:03 MSK